Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 09 сентября 2020 г.
  4. № 36 (6751) (09.09.2020)
Спецпроекты ЛГ Станционный смотритель

Шагнувшие из прошлого

Герои войны встали на вечное дежурство вокруг бронзового бронепоезда

09 сентября 2020
Монумент Салавата Щербакова, увековечивший память воинов спецформирований Народного комиссариата путей сообщения и железнодорожников – тружеников тыла

Памятников железнодорожникам-фронтовикам в России немало. Они, словно маяки славы, стоят около вокзалов и стальных магистралей – там, где формировались эшелоны, где взрывались бомбы, где шумели бои… И нет сомнений, что в будущем мы увидим новые скульптуры, новые монументы, напоминающие о подвиге, память о котором не меркнет с десятилетиями.

Но памятник, открытый чуть больше месяца назад, 31 июля, в год 75-летия Великой Победы, наверное, можно назвать главным монументом железнодорожникам Великой Отечественной. К этому обязывает само место установки – на семи ветрах, в сквере на Комсомольской площади, которую издавна называют ещё и площадью трёх вокзалов. Неподалёку расположен обелиск выдающемуся русскому инженеру-путейцу Павлу Мельникову, который был одним из руководителей строительства чугунки Санкт-Петербург – Москва, оказавшейся большой премьерой русских железных дорог после генеральной репетиции в Царском Селе. Позже он стал первым нашим министром путей сообщения. Уверен, что маститый инженер-генерал горд соседством с героями Великой Отечественной. Они не только прямые продолжатели его дела, но и настоящие герои своего времени.

С первых часов войны железнодорожники были приравнены к солдатам и офицерам – и по дисциплине, и по необходимости защищать Родину, отдавая за неё жизнь. Они работали под бомбами, обеспечивая фронт боеприпасами и пополнением, спасая раненых. Не думали об эвакуации, а трудились, когда фронт приближался к Москве или к другому месту их железнодорожной службы. Особое мужество показали в те огненные годы рабочие-путейцы, которым помогали бригады машинистов. Таких оперативных и бесстрашных ремонтных работ не знала история железных дорог. Они быстро появлялись там, где нужно было латать разбомблённые рельсы и шпалы. И готовили путь для воинских эшелонов, для поездов чрезвычайной важности. На них нападали диверсионные отряды гитлеровцев. После ремонта завязывались бои…

С инициативой увековечить память воинов спецформирований Народного комиссариата путей сообщения и железнодорожников – тружеников тыла, внёсших выдающийся вклад в победу в Великой Отечественной войне, выступили ветеранские организации ОАО «РЖД». Ни у кого не было сомнений, что такой памятник необходим Москве, необходим тем, кто в наше время трудится в железнодорожной отрасли. Для них такие слова, как «преемственность», «великое прошлое», – не пустой звук. Тысячи современных железнодорожников пожертвовали на этот памятник свои кровные деньги. Получился подлинно всенародный монумент, который давно возвышался в наших душах, а теперь встал во весь рост в самом центре Комсомольской площади. Его автор – известный скульптор Салават Щербаков.

У основания памятника, на гранитном цоколе, расположились пять фигур, узнаваемые с первого взгляда. Пятеро благородных героев фронта и тыла – таких, какими они остались на пожелтевших фотографиях военного времени. Это машинист, женщина – монтёр пути, руководитель дороги, стрелочница и дорожный мастер. Все они – герои войны. Каждый в те годы трудился, не жалея себя, нередко до полного изнеможения. «Война их гнула и косила». Но сейчас они встали на вечное дежурство вокруг бронзового бронепоезда и паровоза. Как живые. Вечно живые. И до сих пор им чудятся паровозные гудки и визжание гитлеровских стервятников. Они готовы спасать Москву, спасать страну.

Подвиг железнодорожников в нашей памяти не заслонили другие – не менее героические – эпизоды войны. Потому что каждый фронтовик знал и понимал: машинисты не подведут, стрелочницы свою задачу выполнят, бронепоезда прикроют и в дни отступлений, и во время наступлений, а в поездах милосердия спасут даже самых безнадёжных калек. Сколько раз от стрелочниц, от вчерашних школьниц, от их смелости и точности, зависела судьба фронта! Об этом помнят и знают достоверно те, кто воевал, те, кто изучал историю войны. А руководители железных дорог военного времени – это тоже поколение героев, отдавших себя без остатка героической службе. Всю жизнь потом во сне они слышали взрывы…

В этом уголке старой Москвы начиналась наша железнодорожная история. Здесь, неподалёку, был построен первый московский вокзал, первое депо… Всем известно, что москвичи, как правило, не сразу привыкают к памятникам. Сказывается обыкновенный городской консерватизм. Однако к этому монументу люди с самого начала отнеслись с глубоким уважением и вниманием. Он достоин высокого подвига тех, кто помог нашей стране выстоять в годы фронтовых испытаний. Кто не дрогнул, когда враг едва не прорвался к Москве, когда гитлеровские дивизии шагали по донским степям и пытались сломить сопротивление Сталинграда. Эти пятеро шагнули к нам из героического прошлого, из наших семейных альбомов, из фронтовой кинохроники…

Окрестности трёх вокзалов – едва ли не самый людный район Москвы. Здесь – даже в скверах – шумно в любое время суток. И люди, которых увековечил скульптор, тоже существовали не в кабинетной тиши. Получилось символично и точно. И, несмотря на спешку и ежедневную суматоху, многим захочется подойти к этому памятнику, снять шапку, задуматься. Ведь непричастных к подвигам фронта и тыла в нашей стране нет. Каждый обязан жизнью бойцам и командирам Красной армии и железно дорожникам Великой Отечественной. Как нам это нужно сегодня – постоять пять минут у памятника, помолчать. Их подвиг и героический труд достойны такого приношения, сколько бы лет ни прошло. Они рядом с нами. Отныне – и в бронзе.

Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк»«ЛГ»

 

«ЛГ»-ДОСЬЕ

Скульптор Салават Щербаков за последние годы воплотил в жизнь в российской столице немало своих творческих замыслов. Его работы, полюбившиеся москвичам, определили новый подход к современному искусству. В их числе – памятники инженеру Владимиру Шухову, академику Сергею Королёву, князю_крестителю Владимиру Святому, оружейнику Михаилу Калашникову…

Он изысканно внимателен к детали, он создаёт скульптуры, которые одновременно и символичны, и глубоко реалистичны. У него – узнаваемый почерк, который просматривается почти во всех работах. Это стиль мастера. И ещё одно важное достоинство: Щербакову и архитекторам, которые с ним работают, как правило, удаётся вписаться в атмосферу старых московских районов. Вот и с этим памятником получилось так. Прошло 2–3 недели после его открытия – и кажется, что он стоял здесь всегда!

Тэги: Арсений Замостьянов
Обсудить в группе Telegram

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кони были не стальные

    05.10.2022
  • Там, где рельсы уходят вдаль

    07.09.2022
  • Мечтая о скорости

    31.08.2022
  • От флота к железным дорогам

    24.08.2022
  • Ворота в сказочную Тавриду

    17.08.2022
  • Демократия для Дзержинского

    114 голосов
  • Супермен Страны Советов

    41 голосов
  • Проект века

    38 голосов
  • Песни магистрали

    37 голосов
  • Константин и его константы

    36 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS