Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 23 ноября 2024 г.
Культура

Шампанское эмоций

В Смоленске оживили Чехова

23 ноября 2024
Николай Фарносов, Алина Зиначева, засл. арт. РФ Игорь Голубев, Вера Дуплий

Премьерный спектакль Смоленского академического драматического театра имени Александра Грибоедова «О женщины!» по рассказам и пьесам Антона Чехова в постановке Алины Сорокиной производит впечатление пенящегося шампанского, искрящегося в солнечных мелодиях Джузеппе Верди, Родольфо Фальво, Теодоро Коттрау... А драматург-классик, неоднократно появляющийся во время действа то на сцене, то в зале, то в ложах, как бы подсматривает в жизни сюжеты своих шедевров.

Да, Максим Туранцев в роли Антона Павловича производит впечатление внешним сходством (с фотографиями Чехова в молодые годы), деликатностью манер и многозначительной проникновенностью немногочисленных реплик, в том числе той, что подводит черту под представлением: «И кто же, какая светлая звезда встретит нас в конечном пункте нашего странствования? Всё та же женщина! Уррррааа!»

Чеховские героини – брюнетки, блондинки и рыжие – в лице Марины Лукашовой, Веры Дуплий, Алины Зиначевой и в многообразии созданных ими образов прекрасны и опасны одновременно («…внешность каждой определяет её характер»). Это и кокетка-вдова, не устоявшая перед харизмой мужлана-«медведя», и щебетунья-супруга банкира, доведённого до нервного срыва напором предприимчивой и хитрой клиентки, и лицемерная «берегиня очага», держащая мужа в ежовых рукавицах, но приторно нежная с ним при гостях, а с гостями – невероятно любезная…

Александр Кащаев и Марина Лукошина

Их половинки – Александр Кащаев, заслуженный артист РФ Игорь Голубев, Александр Кокшаров, Степан Курочкин, Николай Фарносов – самозабвенно рассуждающие о женских натурах неудовлетворённые рыбаки, мужья, страдающие от переизбытка чувств, недотёпы-зятья и агрессоры-тести гармонично дополняют своих избранниц и муз, по-своему счастливы, хотя подчас и вынуждены потратить целую жизнь на осознание этого факта.

Режиссёр умело использует актёрскую палитру, рисуя половодье страстей и эмоционально близкий залу полигон домашнего благополучия широкими мазками. Два часа встреч и расставаний, измен и демонстраций верности, восхищений и разочарований, смеха и слёз психологически точно выверены в каждом движении этого драматического «танца». Вдохновенную оправу ему подобрали художник-постановщик – заслуженный художник РФ Светлана Архипова, балетмейстер – заслуженный работник культуры РФ Елена Егорова, а также Сергей Хандрык, отвечающий за музыкальное оформление.

Открывается спектакль инструментовкой «Сердце красавиц склонно к измене…», сразу настраивая на классическую вкусовую планку. Через пролог, знакомящий с компетентным мнением трёх «социологов из народа» о классификации представительниц прекраснейшей половины человечества, мы попадаем в гостиную помещицы Елены Ивановны Поповой (Марина Лукашова), скорбящей о безвременной кончине супруга. Сюда без приглашения едва ли не вламывается отставной поручик артиллерии Григорий Степанович Смирнов (Александр Кащаев), хозяин соседнего поместья, которому покойный задолжал некую сумму. И прежде чем эти двое сольются в страстном поцелуе, а грубиян подхватит даму на руки, закружив в танцевальном вихре, между ними вспыхнет крупная ссора – бурное выяснение отношений выльется в вызов на дуэль.

Максим Туранцев

Насколько убедительна в своей поведенческой декларации о намерениях трепетная хозяйка, то проявляющая симпатию к нежданному визитёру, то ошпаривающая его праведным гневом, настолько искренен в отзеркаливании её противоречивого противостояния оппонент-займодавец, «влюбившийся как гимназист» (для Кащаева, лауреата всероссийских фестивалей «Русская комедия» и «Смоленский ковчег» за лучшую мужскую роль, эта постановка стала почти бенефисом, крепким и успешным, впрочем, как и для Лукашовой, талантливо справившейся с первой главной ролью). Самое время повторить за поэтом Михаилом Улицким: «Скажите, девушки, подружке вашей, что я ночей не сплю, о ней мечтаю…», но наш слух ласкают чеховские «стихи в прозе» да аранжировки гимна любви итальянского виртуоза!..

Смоленская драма, основанная в 1780-м, традиционно придирчива к подбору репертуара, будто вновь готовится усладить взор Екатерины II и сопровождающего её Римского императора Иосифа II. Чехов – лыко в строку. Невольно соглашаешься с Антоном Павловичем, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви исходишь от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель, или не рассуждаешь вовсе... Дух захватывает от перспектив!

Москва – Смоленск.

На снимках Алины Сорокиной: Александр Кащаев и Марина Лукашова, Максим Туранцев, а также Николай Фарносов, Алина Зиначева, засл. арт. РФ Игорь Голубев, Вера Дуплий.


Обсудить в группе Telegram

Виктор Терентьев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Жена Марадоны»: история на двоих

    23.05.2025
  • Из Костромы через Алжир до Дубая

    23.05.2025
  • «И всё-таки жизнь – это чудо!»

    23.05.2025
  • Очень громко, но нежно

    21.05.2025
  • Федор Безносиков: «Для меня театр оказался порталом в другое измерение»

    19.05.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS