Премьерный спектакль Смоленского академического драматического театра имени Александра Грибоедова «О женщины!» по рассказам и пьесам Антона Чехова в постановке Алины Сорокиной производит впечатление пенящегося шампанского, искрящегося в солнечных мелодиях Джузеппе Верди, Родольфо Фальво, Теодоро Коттрау... А драматург-классик, неоднократно появляющийся во время действа то на сцене, то в зале, то в ложах, как бы подсматривает в жизни сюжеты своих шедевров.
Да, Максим Туранцев в роли Антона Павловича производит впечатление внешним сходством (с фотографиями Чехова в молодые годы), деликатностью манер и многозначительной проникновенностью немногочисленных реплик, в том числе той, что подводит черту под представлением: «И кто же, какая светлая звезда встретит нас в конечном пункте нашего странствования? Всё та же женщина! Уррррааа!»
Чеховские героини – брюнетки, блондинки и рыжие – в лице Марины Лукашовой, Веры Дуплий, Алины Зиначевой и в многообразии созданных ими образов прекрасны и опасны одновременно («…внешность каждой определяет её характер»). Это и кокетка-вдова, не устоявшая перед харизмой мужлана-«медведя», и щебетунья-супруга банкира, доведённого до нервного срыва напором предприимчивой и хитрой клиентки, и лицемерная «берегиня очага», держащая мужа в ежовых рукавицах, но приторно нежная с ним при гостях, а с гостями – невероятно любезная…
Их половинки – Александр Кащаев, заслуженный артист РФ Игорь Голубев, Александр Кокшаров, Степан Курочкин, Николай Фарносов – самозабвенно рассуждающие о женских натурах неудовлетворённые рыбаки, мужья, страдающие от переизбытка чувств, недотёпы-зятья и агрессоры-тести гармонично дополняют своих избранниц и муз, по-своему счастливы, хотя подчас и вынуждены потратить целую жизнь на осознание этого факта.
Режиссёр умело использует актёрскую палитру, рисуя половодье страстей и эмоционально близкий залу полигон домашнего благополучия широкими мазками. Два часа встреч и расставаний, измен и демонстраций верности, восхищений и разочарований, смеха и слёз психологически точно выверены в каждом движении этого драматического «танца». Вдохновенную оправу ему подобрали художник-постановщик – заслуженный художник РФ Светлана Архипова, балетмейстер – заслуженный работник культуры РФ Елена Егорова, а также Сергей Хандрык, отвечающий за музыкальное оформление.
Открывается спектакль инструментовкой «Сердце красавиц склонно к измене…», сразу настраивая на классическую вкусовую планку. Через пролог, знакомящий с компетентным мнением трёх «социологов из народа» о классификации представительниц прекраснейшей половины человечества, мы попадаем в гостиную помещицы Елены Ивановны Поповой (Марина Лукашова), скорбящей о безвременной кончине супруга. Сюда без приглашения едва ли не вламывается отставной поручик артиллерии Григорий Степанович Смирнов (Александр Кащаев), хозяин соседнего поместья, которому покойный задолжал некую сумму. И прежде чем эти двое сольются в страстном поцелуе, а грубиян подхватит даму на руки, закружив в танцевальном вихре, между ними вспыхнет крупная ссора – бурное выяснение отношений выльется в вызов на дуэль.
Насколько убедительна в своей поведенческой декларации о намерениях трепетная хозяйка, то проявляющая симпатию к нежданному визитёру, то ошпаривающая его праведным гневом, настолько искренен в отзеркаливании её противоречивого противостояния оппонент-займодавец, «влюбившийся как гимназист» (для Кащаева, лауреата всероссийских фестивалей «Русская комедия» и «Смоленский ковчег» за лучшую мужскую роль, эта постановка стала почти бенефисом, крепким и успешным, впрочем, как и для Лукашовой, талантливо справившейся с первой главной ролью). Самое время повторить за поэтом Михаилом Улицким: «Скажите, девушки, подружке вашей, что я ночей не сплю, о ней мечтаю…», но наш слух ласкают чеховские «стихи в прозе» да аранжировки гимна любви итальянского виртуоза!..
Смоленская драма, основанная в 1780-м, традиционно придирчива к подбору репертуара, будто вновь готовится усладить взор Екатерины II и сопровождающего её Римского императора Иосифа II. Чехов – лыко в строку. Невольно соглашаешься с Антоном Павловичем, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви исходишь от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель, или не рассуждаешь вовсе... Дух захватывает от перспектив!
Москва – Смоленск.
На снимках Алины Сорокиной: Александр Кащаев и Марина Лукашова, Максим Туранцев, а также Николай Фарносов, Алина Зиначева, засл. арт. РФ Игорь Голубев, Вера Дуплий.