Анна Андреева
Для многих, выросших в этом городе, особенно дорога постановка Мариинского театра: классическая, сказочная, до мелочей верная сюжету. Она и для меня неизменно оставалась номером один, пока я не дала шанс Михайловскому театру, к которому в тот же вечер и с очевидным перевесом перешла пальма первенства.
Справедливости ради, мне не до конца понятно, почему из истории оказался вычеркнут момент с туфелькой, которую Маша кидает в Мышиного короля, спасая Щелкунчика, и почему, например, в спектакле нет танца очаровательных в своей старомодности «гросфатер» и «гросмутер». Но такого рода минусы с лихвой покрываются общим, однозначно положительным впечатлением от постановки.
Помимо блестяще исполненной музыки и танцевальных номеров, хочется сказать о костюмах и декорациях: в Михайловском театре действие из гофмановского восемнадцатого века переносится в Россию начала двадцатого. Наряды взрослых и юных гостей соответствуют моде последних дней империи: девочки, танцуя, играют в ладушки; мальчики тренируются не на деревянных игрушечных лошадках, а бегают с маленькими винтовками Мосина; за большими окнами в стиле модерн видны купола с крестами. Мышей тоже не обделили культурными отсылками: они кутаются в серые немецкие лётные куртки. Марципановый замок, страна сладостей и все её герои изображены несколько более абстрактно, но очень характерно, и, видимо, в качестве параллели к национальным танцам-напиткам русский «Трепак» танцуют четверо моряков.
На мой взгляд, главное, что определяет успех постановки, – это целостность впечатления и гармоничная общая картина, где ничто не выбивается и не режет глаз. Михайловскому театру удалось этого добиться, и теперь их «Щелкунчик» – моя главная рекомендация всем и каждому на это светлое Рождество.