Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 02 октября 2018 г.

«Шедевров труд» или Графомания – диагностика и лечение

02 октября 2018

Анастасия Протасовицкая,
Керчь

 

 

Неудержимый писательский зуд что это - вдохновение или банальная графомания? И что, собственно, таит в себе это определение? Как отличить писателя от возомнившего себя таковым? Где грань между талантливым опусом и словесным недержанием? Это и многое другое керченская литстудия «Депо Пегаса» выясняла в рамках очередного заседания дискуссионного клуба «Гостиная 13 стульев».

Подобные интеллектуальные посиделки проводятся в «Розовой Гостиной» (как неофициально называют ее «депошники» за нежно-рассветный цвет стен) не первый раз. Здесь литераторы слушали лекцию Елены Митиной об особенностях английской литературы, тут проходила горячая «битва поколений».

Сегодня в этих стенах Злата Андронова, поэт и соруководитель лито, рассказывала собравшейся публике о графомании. Вопрос оказался неоднозначным, особенно если не рассматривать его как психиатрическое заболевание. С последним все понятно – «изрыгание» потока текста в данном случае сопровождается вполне симптоматической болезненной тягой к самому процессу начертания.

Графоман же классический (психически вполне здоровый) – частенько эпигон признанных литературных деятелей. Его произведения пестрят клише, банальностями, пустым желанием «выпендриться».

А с другой стороны:

« — Графомании не существует. Такая вот максима.

— Как? Да вот же…

— Ерунда. Подтверждается аксиомой: «На любую хрень всегда найдется свой потребитель».

Андрей Шестаков Наум («Диалоги. О графомании»)

Вот такая амбивалентность. Да все в нашем мире относительно, смотря с какой «колокольни» глядеть. Но так как на тринадцати стульях (плюс еще пять – было многолюдно, мест не хватало) разместились кудахтающие в ажиотаже литераторы, люди искусства, как ни крути, то и рассматривать проблему пристало не с коммерческой или клинической точек зрения, а исключительно с культурной.

Поэтому вывод был однозначен – есть литература, а есть литературный продукт. Инструмент, помогающий отличить одно от другого – интуиция, критерий – интересность и грамотность текста. Однако…

«Графоман хитер, – восклицал Вячеслав Демченко, признанный писатель и руководитель студии. – Он знает, как делать все в деталях, но картины в целом все равно не будет. Должен быть развит внутренний редакторский навык».

Обсуждение было эмоциональным, Злате приходилось пережидать всплески особо оживленных обсуждений. Вопрос «не применимо ли клеймо «графоман» к каждому из присутствующих?» крайне взволновал поэтов и ппрозаиков.

В ходе разбора аспектов металогичности (преобладание образности, метафор) и автологичности (конкретность образов) текста некоторые авторы задумались, к какому стилю принадлежат их произведения. Оказалось, например, что гробы в «мрачных» творения одного юного поэта – на самом деле вполне себе жизнеутверждающи. А цветочки мака в произведениях иного стихоплета – достаточно зловещий знак.

Много тезисов было пережевано, много чая выпито, о многом задумались. В частности, о том, что, как бы банально это ни звучало – надо учиться, учиться… И тогда многие проблемы разрешатся, из всего можно будет извлечь пользу. В частности, быть может, «идентичное натуральному в художественном жанре превратится в натуральное в публицистическом» (как логично отметила З. Андронова).

 

Тэги: Муза Тавриды Керчь Анастасия Протасовицкая
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Вместо Пушкина – карлики

    26.07.2021
  • Мой город слишком человечен

    29.10.2019
  • Такова наша «Доля»

    07.08.2019
  • У СТАТУИ ГЕРОЯ

    09.01.2019
  • СМЕРТЬ БРОДСКОГО И СМЕРТЬ КОБЕЙНА

    09.01.2019
  • ЗДЕСЬ БРИЗ МОРСКОЙ ВИТАЕТ

    76 голосов
  • ДАВАЙ ПОСИДИМ НА КРЫШЕ

    31 голосов
  • ПОД ПРИЦЕЛОМ ПОДОРОЖНИКА

    18 голосов
  • Сын земли крымской

    12 голосов
  • БЕС АРАБСКИЙ

    12 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS