Николай Коняев. Лихие и святые девяностые. Спб.: Русь, 2016. 736 с.
Заметным литературным событием стала весьма объёмистая книга известного прозаика Николая Коняева «Лихие и святые девяностые».
Книга построена в форме дневника, что сразу вызывает у читателя желание рассматривать её как документальное свидетельство писателя о своём времени. Но, строго говоря, это, конечно, не дневник как таковой, а цепь датированных самостоятельных рассказов-размышлений или совсем коротких новелл с событийным сюжетом. Указание даты и места написания является составной частью рассказа, детально дополняющей или даже завершающей рассказ.
Своеобразная форма книги свидетельствует, конечно, о виртуозном мастерстве писателя, способного во всём видеть событийный рассказ, или, можно сказать, всё видеть через событийный рассказ, через бытовую, а иногда и метафизическую историю.
Книга Николая Коняева проникнута православным мировосприятием. Чувствуется это прежде всего в том, что писатель рассматривает судьбу России, Руси, русского народа как путь испытаний, суждённый православному русскому человеку, русскому миру, самой земле Русской. Путь нашего страдания – это метафизическая данность нашей жизни, ибо, как пишет Коняев, «ничего не происходило и не происходит вопреки воле Божьей…»
Именно поэтому в писателе уживается осуждение новых звериных порядков, принесших столько страданий людям, с душевным ликованием по поводу возрождения Церкви. Но ведь именно этот новый миропорядок (или миробеспорядок?) привёл к восстановлению православной веры и Церкви, так долго попираемой прежними властями.
Всё это говорит о том, что жизнь сложна, не всё в ней просто и однозначно. Раньше мы бы сказали: диалектика жизни, а сегодня, пожалуй, более уместно сказать: абсурд бытия.
И этот абсурд тоже раскрывает книга Николая Коняева.
Книга названа «Лихие и святые девяностые». Очень точное название. Народ в девяностые хлебнул лиха вдосталь, а святые – потому что народ наш идёт своим путём страданий.
Эта книга – документ эпохи. Многое мы знаем по своему опыту, хотя взгляд писателя, конечно, шире опыта каждого отдельно взятого читателя. И у него всегда есть чем удивить даже тех, кто сам всё прошёл.
Иногда люди пишут «книги песен», «книги размышлений»… Николай Коняев написал «Книгу свидетельств» для будущих поколений. Без этих свидетельств люди не поймут, что с нами происходило и ещё происходит. К этим свидетельствам, несомненно, будут обращаться не только простые читатели, но и историки. Без этой книги Коняева наша новейшая история не будет полной.
Виктор Кречетов