«ШекспирГамлет» в Театре им. Моссовета, режиссёр Евгений Марчелли.
Всё нетрадиционно, но без сомнительных фантазий и завихрений, как у некоторых режиссёров. Гамлет (виртуозный К. Быркин) – это не сомневающийся интеллектуал, а скорее умный паяц, игрок, жаждущий отомстить за смерть отца. Гертруда (Е. Крюкова) – образец похотливости, заслоняющей любовь к сыну. В Полонии (В. Тищенко) превалирует не угодничество придворного, а любовь к дочери – Офелии, которую блестяще играет А. Галинова.
Отношения Гамлета и непривлекательной Офелии решены не в сентиментально-драматическом ключе, это скорее состязание ума и наивности (или, пардон, глупости). Знаменитый и ключевой монолог Гамлета – помните, как пафосно крутится Высоцкий в Театре на Таганке? – наталкивается на полное непонимание Офелии, она лишь хлопает глазами, перебивает, переспрашивает, она лишь влюблена и далека от философских «быть или не быть». Гибель Офелии превращена в заупокойный хор, зловеще озаряющий всю трагедию – мурашки бегут по телу.
Актёры, играющие «ловушку по воле принца», держатся достойно и не заслоняют истинную трагедию. В отличие от традиционного финала с приходом войска Фортинбраса, спектакль замирает, шпаги не блещут, сцены отравления не акцентируются, а следует лаконичный текст Шекспира, как бы заслоняя сценическую суету.
Finita la comedia.
Скупая, но выразительная сценография, белые гирлянды очаровывают. Большая заслуга канала «Культура», уже пустившего этот замечательный спектакль, в котором гремят шекспировские «шум и ярость». Сужу как очарованный зритель, видевший в «Гамлете» Лоренса Оливье и Пола Скофилда, лицезревший английского сероватого «Гамлета» во дворе датского замка Эльсинор. Всегда восхищался великим Смоктуновским в постановке великого Козинцева. Вообще, русские, на мой взгляд, вынесшие больше иных все тяготы революций и войн ХХ века, лучше понимают трагедийность Шекспира (и Конан Дойля с его Холмсом) и, соответственно, воплощают его художественно. Я искренне рад выдающемуся успеху Театра им. Моссовета и желаю креативному Евгению Марчелли новых свершений на театральной ниве.