Январский правительственный кризис в Швеции, о котором я рассказывал читателям «ЛГ», с чехардой министерских перетасовок и чередой скандалов, как оказалось, стал лишь прелюдией к ещё одному абсурдному, трагикомическому спектаклю.
Традиционно нейтральную страну стремятся втянуть во всё более агрессивно бряцающий оружием альянс НАТО. Правители в спешке, без референдума, подали заявку на пару с Финляндией.
В Швеции при общении с местными у меня сложилось впечатление, что реакцией большинства шведского общества на этот план стало недоумение. Если раньше некомпетентность правящей верхушки вызывала просто раздражение (даже среди людей, лояльных социал-демократам), то эта затея правительства обострила противоречия, взбудоражила уравновешенных в общем-то северян. Довелось даже услышать такую эмоциональную оценку решения правительства: «Это предательство!»
В ответ власти действуют в европейском духе: с парламентской трибуны риксдага и крупными СМИ нагнетается страх перед Россией. Выглядит это весьма примитивно, но порой действенно. Даже такие культурные мероприятия, как обмен школьниками и студентами, намеченные спортивные соревнования, сворачиваются или переносятся. Казалось бы, спорт и образование способны хотя бы отчасти разрядить политическую напряжённость. Но тут считают, что их тоже лучше принести в жертву политике. Посеяв страх, проще добиваться согласия хоть на членство в НАТО, хоть на братание с чёртом. Мол, вступайте куда угодно, дайте до пенсии дожить. Правда, здравомыслящие шведы, которых немало среди моих знакомых, считают, что прок от вступления в НАТО для их страны близок к нулю. А вовлечение Швеции в Североатлантический альянс им больше напоминает вербовку новых членов шайки на школьном дворе: давай с нами, а то хуже будет!
Одна из ведущих шведских газет – «Афтонбладет» провела опрос на улицах Стокгольма. Выяснилось, что в столице немало тех, кто согласен на присоединение к НАТО, но больше – тревожно-неуверенных голосов. Люди обескуражены пугающей быстротой с реализацией этой затеи, одобрительного настроя в обществе не наблюдается.
А тут ещё члены кабинета ведут себя не слишком адекватно. Многих шведов удивило истеричное выступление главы МИДа Анн Линде, которая недавно в Берлине обрушилась на представителя Турции с обвинениями, что его страна «подрывает феминистическую внешнеполитическую политику Швеции». Захотят ли турки продолжать диалог в подобном «дипломатическом» тоне? Вопросы, вызывающие у шведов недоумение, множатся. И главный из них – возобладает ли здравый смысл и останется ли их страна нейтральной? Надежды на это всё меньше.
Константин Чекушкин,
Норрчёпинг, Швеция