Мажорная тональность явно подходит для оценки визита председателя КНР Си Цзиньпина в Москву. Первую поездку за рубеж наш крупнейший партнёр совершил в Россию через десять дней после переизбрания – в тот момент, когда для Москвы это особенно важно.
Сколько существует эта колонка, столько автор повторяла: альянс РФ и КНР – худший кошмар для США. Совмещение интересов и сил двух ядерных держав, врагов США № 2 и № 1 (как там считают), объединённых стремлением ослабить давящее господство Америки, означает, что победить их невозможно, как и разыграть друг против друга. К такому альянсу примкнут другие страны и силы, а их предостаточно.
Само число и содержание подписанных документов подтверждают: встреча имела эпохальный характер. Как следует из заявления об углублении всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия, Москва и Пекин намерены «оказывать решительную взаимную поддержку в вопросах защиты коренных интересов друг друга, прежде всего суверенитета, территориальной целостности, безопасности и развития». При расширительном толковании это можно оценивать даже как эквивалент статьи 5 Устава НАТО о коллективной защите. А перечисление совместных проектов в сфере экономики потребует нескольких страниц.
«Сейчас идут перемены, которых не было в течение 100 лет. Когда мы вместе, мы двигаем эти перемены», – сказал на прощание «дорогому другу» Владимиру Путину председатель Си. Конечно, в Пекине прекрасно понимают, что они – следующие на очереди американской агрессии и, с точки зрения Китая, без «буфера» в 11 часовых поясов и гигантской ресурсной базы РФ против США не выстоять.
В Вашингтоне попытались принизить значимость произошедшего, но вынуждены признать: этот альянс способен изменить мировой порядок. «Вашингтон пост» сравнивает итоги встречи с памятным манёвром Киссинджера (тогда советника президента США по нацбезопасности) и Никсона, когда они «развернули» Китай от СССР к США в 1971–1972 годах. Без сомнения, США станут готовить ответ. Ставки в планетарной игре существенно повысились.
Но прямолинейные выводы и расчёты не работают в отношении КНР. Китай – мудрая и опытная держава, с крепкой выдержкой и многоуровневой системой интересов. Пекин старательно избегает терминов «альянс» или «союз» в принципе и в отношении Москвы в частности, потому что не практикует взятие на себя однозначных обязательств. Товарооборот КНР с РФ в пять раз меньше, чем товарооборот с США, и разрывать связи с Западом Пекин не собирается. Давление Запада на Китай работает: подсанкционные товары идут в Россию не в тех масштабах, в каких и нам, и китайцам хотелось бы. Военной поддержки не заметно. КНР, конечно, заинтересована в мире и стабильности, предлагает план урегулирования по Украине. Но одновременно получает немалые дивиденды за счёт переориентации РФ на Азию при утрате альтернатив на Западе, например при покупке российских энергоресурсов.
Путин подтверждает: РФ не создаёт с Китаем военного союза. И мирный план КНР по Украине пока нереализуем. Тем временем Вашингтон и Киев хотят, чтобы председатель Си повлиял на президента Путина, но китайский лидер не отвечал на звонки.
Веками Россия смотрела и на восток, и на запад, как это отражает орёл на гербе РФ. Теперь же обе головы орла повёрнуты, похоже, на восток. Положение не самое комфортное – балансирование будет непростой задачей.