27 февраля отпразднует юбилей писатель и журналист Анатолий Омельчук. Беседуем с ним об объединяющей силе истории и о том, нужно ли талантливому человеку всеобщее понимание.
– Спрошу как ровесника: повезло нам с тобой со временем жизни?
– Сам себе завидую. Нашему с тобой поколению присущи наивность, искренность и целомудрие. У нас была возможность любить Тютчева, Платонова, Заболоцкого. Мы смогли поверить Владимиру Короленко и Фёдору Гиренку.
– Говорят: «Человеку столько лет, насколько глубоко он почувствовал прошлое своей родины». Что в таком случае можешь сказать о своём возрасте?
– Недавно вернулся с «Ленских столбов», там есть урочище Диринг-Юрях. Как считают археологи, это первая стоянка человечества, точнее, первая рабочая стоянка – мастерская древнего сибиряка. Она возникла два с половиной миллиона лет назад.
Мы делаем документальный фильм «Сибирская колыбель землян – Диринг-Юрях». На неприметном археологическом раскопе эти немыслимые два с половиной миллиона лет внутренне ощущаешь...
– История объединяет или разделяет людей?
– Чтобы не иметь врагов в настоящем – не надо искать врагов в прошлом.
Прошлое, как общее детство, исключительно объединяющее начало. Об этом мои книги «Частное открытие Сибири», «Сибирь – сон Бога», «Манящий свет звезды Полярной».
– Ты азиат и северянин в первом поколении, но большего патриота Севера и Сибири я не знаю. Ты в литературе – делегат от Севера или от Сибири?
– Скорее, от детства, от времени и неразделённой любви. Но земля Сибирь, полагаю, мне многое делегировала. Сибирь ментально – изначальная Россия. Запасная земля человечества.
Только что получил от Сергея Симакова, директора издательства Тюменского госуниверситета, две флешки, на них – «Книга Сибири» – 47 моих произведений. Все они, понятно, о любви, жизни и смерти, но о любви к Сибири, о жизни в Сибири, о бессмертии и вечности моей родины.
– Есть у тебя такая самоидентификация – славянский сибиряк. Как бы ты расшифровал это понятие? Готов ли быть союзником Леонида Мартынова, который почти век назад уверял: «Не упрекай сибиряка, / Что он угрюм и носит нож – / Ведь он на русского похож, / Как барс похож на барсука»?
– Мартынов – великий поэт, сибиряк, и эти его стихи хороши. Но мне на сердце не ложатся. А славянский сибиряк – да, попытка самоидентификации.
В каждом человеке смешано много кровей, а особенно – в человеке Сибири. Эту родную землю любишь непредсказуемо, первобытно. С яростью первой любви.
– Герои твоих передач, книг, фильмов реализованы в разных сферах. Но почему эти люди были современниками не приняты или не поняты – будь то писатели Андрей Платонов, Ксения Некрасова или исследователи Сибири Константин Носилов, Фридрих Миллер?
– Требуется ли всеобщее понимание? Честному писателю это скорее вредит. Платонов не попал в канонический иконостас? Да, он не культовый писатель. Его и сейчас не читают. Мы делали фильм «Счастливый гений с реки Потудань». Я поехал в «научку» родного Томского императорского университета, где студентом впервые открыл прижизненные книги Платонова. Посмотрел книжные формуляры: там после моих записей в 1964 году – ни одной читательской росписи. 56 лет прошло. Томский университет – интеллектуальный центр Сибири. Платонова эта история не портит.
Как бы ни забывали Фёдора Ивановича – Герхарда Фридриха Миллера, прошлое Сибири изучают по его энциклопедической «Истории» и всё еще расшифровывают «Портфели Миллера».
– Среди твоих книг стали появляться такие, в которых, с одной стороны, всё перемешано: репортажи, эссе, философемы, а с другой – всё продумано и выверено: формат, соотношение текста и изобразительного ряда, игра... Вырисовывается персональный метажанр: авторская книга. Эта содержательная форма образовалась от простого литературного «скопидомства» или как сознательный эксперимент (с оглядкой, скажем, на давний «Мой временник» Б. Эйхенбаума)?
– «Високосный год. 366» был задуман как книга-процесс, а не как книга-результат. Издания последнего времени: «Козырный век. Зачем», «Дирижёр дождя», «Человековек», «Сибирь – сон Бога» – такие же.
Эйхенбаума плохо помню, но помню «Дневник писателя». Впрочем, у Фёдора Михайловича социально-политическое «днеписание», а у меня творческие отчёты, годовые кольца. Я писатель не застольный – дорожный, пишу на бегу. Но я вырос на «Лесной газете» Виталия Бианки. Скорее всего, форма, о которой ты говоришь, из детского понимания книги – гениальной в своей простоте.
Так и пишу – в жанре «книга». Очень ёмкий жанр...
Поздравляем Анатолия Константиновича с 75-летием! Желаем бодрости, вдохновения и благодарных читателей!
«ЛГ»-ДОСЬЕ
Анатолий Константинович Омельчук – писатель, журналист, краевед. Родился в 1946 году в селе Могочино. Окончил Томский государственный университет. Работал радиожурналистом, корреспондентом, редактором. Был председателем Комитета по радиовещанию и телевидению Тюменской области. В 1992-2018 гг. занимал должность президента телерадиокомпании «Регион-Тюмень».
Член Союза писателей России. Заслуженный работник культуры РФ. Член Российского географического общества, член правления Евроазиатской телеакадемии, президиума Международной академии телевидения и радиовещания, действительный член Академии российской литературы, Академии российской науки и искусства. Автор книг «Арктическая разведка», «Сибирь – сон Бога», «Дирижёр дождя» и др. Лауреат ряда литературных премий.