Николай Шамсутдинов – достойный сын Великой Сибири. Он прекрасно знает и горячо любит свою землю, что мы и ощущаем в полной мере, знакомясь с его звонкими поэтическими строками. Книга поэта не случайно названа «СИБИРСКИЕ ПОЛКИ». Речь в ней идёт не только о героических сибиряках (хотя и о них тоже!), ставших живым щитом своего Отечества и буквально спасших Москву в грозном 1941 году, но и обо всех народностях, населяющих такой щедрый и сердечный край с незапамятных времён. Николай Шамсутдинов силой своего воображения объединил их в сибирские полки. Так, название его новой поэтической книги стало глубочайшей философской метафорой, раскрывающейся читателям в полном объёме при их знакомстве с произведениями поэта, вошедшими в неё.
Редко кто из современных русских поэтов и писателей обходит в своём творчестве тему Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Не обошёл её и Николай Шамсутдинов. С какой гордостью он пишет о своих земляках в «БАЛЛАДЕ О СИБИРСКИХ ПОЛКАХ», прославляя их бессмертный подвиг:
Возьмите их в святцы – и этого мало!
На льду Прииртышья, в бригадах Ямала,
Вам слава, войну бедовавшим без слов,
С грядою салютов живущие вровень,
Победу вспоившие потом и кровью,
Надежда и совесть сибирских полков!..
Эта баллада не только – дань памяти поэта великому подвигу своих земляков, эта баллада – настоящий поэтический гимн труду стойких русских женщин, настоящих сибирячек, о которых поэт справедливо говорит: «Надежда и совесть сибирских полков!..», потому что, если бы не они, то о каком бы мощном тыле могла идти речь, а крепкий тыл, как это известно с древности – залог будущей Победы! С какой проникновенностью, любовью, чуткостью, знанием русской души поэтом созданы стихотворения «ВЕТЕРАНУ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ», «ТАБУНЩИК МИГУЛЬ», «ВЕЧЕРНЯЯ ПЕСНЯ»!.. Это – настоящая поэтическая портретная галерея выдающихся земляков-сибиряков, которыми гордится поэт, что мы открываем в каждой его строчке, в каждом знаке препинания, очень точно передающим лирическую интонацию, лирическое дыхание каждого стиха… Как настоящий живописец на холсте, так Николай Шамсутдинов на полотне стихотворения любовно отображает детали, характеризующие его земляков… Он находит такие точные, верные штрихи, врезающиеся в память, что, когда мы знакомимся с его поэтической портретной галереей земляков, то нам невольно кажется: людей, представленных Николаем Шамсутдиновым мы тоже знаем с самого детства… Таковы его эпические поэтические полотна: «БАКЕНЩИК», «ВИКТОР КРАСНОВ», «БРИГАДИР ТРЕТЬЯКОВ», «ЛИЦО ВДОХНОВЕНИЯ», «ПРОКОПИЙ ВЫЛКО», «ПОЖАРНЫЙ ДЕСАНТНИК», «СТАРИКИ В БАРСОВОМ»…
Не успокоившись на этом, Николай Шамсутдинов увлечённо продолжает знакомить читателей с нравами и бытом народов родной Сибирской земли… Делает это с безграничной любовью к своим землякам, да так виртуозно и мастерски, что читатели поневоле проникаются искренностью его лирического дыхания с первых строк каждого стихотворения…
Иногда поэтические композиции Николая Шамсутдинова – иначе их и не назовёшь! – по своей самобытности и искренности сродни скульптурам Конёнкова… Такой же проявляется в них национальный колорит, полнота ощущения жизни и народная, многовековая мудрость… Лирические герои поэта не надуманные, не высосанные из пальца персонажи, а настоящие живые, реальные люди со своими судьбами, жизненным опытом и мировоззрением… Это то и ценно в стихах поэта, это то и привлекает читателей и истинных ценителей подлинной поэзии… Поэт каким-то чудом становится Данилой-мастером из бажовского «Каменного цветка»… Надо сказать, сказовая форма присуща произведениям Николая Шамсутдинова, составляющим поэтическую книгу «СИБИРСКИЕ ПОЛКИ»…
В этой форме написаны такие стихотворения, как «ПИСЬМО», «ПРОБУЖДЕНИЕ», «ПЕРЕГОН ОЛЕНЕЙ»…
Медлил
В северной снежной рани
Мир, спелёнутый чутким сном…
Но уже проступал в тумане
Чуть намеченный горизонт…
Мрак хирел, потихоньку таял…
Матерела заря,
И с ней
Я в миру стоял, обрастая
Снежным хрустом, кольцом огней.
[«Пробуждение»]
В книге поэта мы можем встретить произведения, созданные в жанре, как народного сказания, предания, притчи, так и в жанре исторической баллады, песни, репортажа… Николай Шамсутдинов с одинаковым мастерством работает в вышеназванных жанрах, в чём можно убедиться очень просто – взять и прочитать книгу «СИБИРСКИЕ ПОЛКИ»… Не сомневаюсь, что от знакомства с такой книгой читатель многое приобретёт, а это обретение в качестве щедрого духовного подарка подготовит для него поэт…
Николай Шамсутдинов в своей поэтической книге «СИБИРСКИЕ ПОЛКИ» достигает потрясающего эффекта: любой её читатель, посмотрев на Сибирь глазами поэта – навсегда полюбит этот благословенный край, причём полюбят даже те, кто никогда там не бывал!.. А многие, прочитав книгу – захотят там побывать и с ним познакомиться воочью!.. Тем более, что в неё включены переводы сибирских поэтов, относящихся к многочисленным народностям Русского Севера, и не только к ним, которые также в своих произведениях на все лады воспевают родимый край… Среди поэтических имён, представленных русскому читателю в переводах Николая Шамсутдинова – можно назвать имена Романа Ругина, Марии Вагатовой, Булата Сулейманова, Ирека Махиянова, Захида Акбулякова…
Книга «СИБИРСКИЕ ПОЛКИ» не только поэтическая, но ещё и насыщенная самобытной, искромётной прозой: живыми, яркими рассказами Николая Шамсутдинова о Евгении Евтушенко, Анне Ахматовой, Евгении Мартынове… В ней приведены материалы коллег-писателей, размышляющих о творчестве Николая Шамсутдинова: статья Станислава Золотцева «Студёная звезда глухонемых времён…», Марии Бушуевой – «Феномен поэта Николая Шамсутдинова», Ирины Барановой-Матвеевой – «Зоркое зрение души…»
По сути – перед нами некая литературная энциклопедия современной сибирской литературы, включающая в себя, как и исторический временной срез, представленный советским временем и постоянными поэтическими экскурсами поэта в мифологию и историю любимого Сибирского края… С неподдельным интересом и неослабевающим вниманием ознакомился я с книгой Николая Шамсутдинова «СИБИРСКИЕ ПОЛКИ»… Определённые книги, созданные в определённые периоды времени – можно считать некими вехами на пути того или иного поэта, а книга «СИБИРСКИЕ ПОЛКИ» сама является олицетворением целого духовного и творческого пути, а не одной, отдельно взятой его вехи.