Беседу вела Валерия Богданова
«Если моё творчество поможет хотя бы одному человеку сделать шаг навстречу себе, я не зря трачу время», – говорит поэт Людмила Мураль. Беседуем с ней о новой книге «Бирюза», о современной литературе и роли поэта в мире соцсетей и новых технологий.
– Людмила, ваш новый сборник «Бирюза» пронизан поиском духовного пути и веры. Скажите, а можно ли сам процесс творчества, саму поэзию считать формой молитвы или духовной практики?
– На мой взгляд, поэзия действительно близка к молитве своей ритмичной структурой, метафорическим языком и стремлением выразить невыразимое. Она является способом осмысления мира. Мне кажется, любое творчество – это способ погружения в себя, собственные чувства и переживания. Если творчество ощущается как связь с чем-то высшим, помогает обрести внутренний покой и понимание, то вполне вероятно, что для кого-то оно действительно сродни духовной практике. В конечном итоге рассматривать творчество как форму молитвы – это скорее вопрос личной интерпретации.
– В предисловии Натальи Кавериной отмечается, что в вашей поэзии «нет штормов эпатажа, нет громких всплесков ради внимания». Сознательно ли вы дистанцируетесь от трендов, ориентированных на скандал и яркую форму? В чём, на ваш взгляд, заключается сила «тихой» поэзии в шумном современном медиапространстве?
– Не могу сказать, что это намеренно, скорее интуитивно. В медиапространстве, где правят сенсации и постоянная борьба за человеческое внимание, к сожалению, сложно найти место для переживания искренних чувств. Мне кажется, особую ценность сейчас имеет тишина, в которой можно почувствовать ритм своего сердца. Сила тихого искусства – создание пространства для личных переживаний и рефлексии, диалога с самим собой. Поэзия обладает уникальной способностью выражать сложные чувства через метафоры. Она затрагивает глубинные струны души, пробуждает воображение и дарит ощущение радости, передавая сложность, многогранность человеческого опыта. Этот сборник отражает моё личное стремление к более глубокому контакту с собой и миром, мои наблюдения и опыт общения с другими людьми.
– Современная русская литература развивается в очень непростой исторический период. Как вы считаете, какие главные темы, настроения и языковые изменения привнёс опыт последних лет? И чувствуется ли в этом разнообразии движение к чему-то единому, к новому «большому стилю»?
– Опыт последних лет, насыщенных калейдоскопом событий, стремительным технологическим ростом, геополитическими процессами, конечно, оказывает влияние на современную литературу. Авторы много экспериментируют с поиском новых форм и выразительных средств. Исследуются темы идентичности, самоопределения, веры и духовности в целом. Мне кажется, в этом разнообразии прослеживается стремление к созданию произведений, которые были бы понятны всем, несмотря на культурные и языковые различия. Едва ли формирование нового «большого стиля» сейчас возможно (это моё не экспертное мнение). Скорее речь идёт про поиск новых форм и решений.
– В массовой культуре сейчас всплеск интереса к Серебряному веку – о нём снимают сериалы, издают книги. Как вы думаете, с чем связана новая волна интереса именно к этому периоду? Что наше время находит в нём?
– Наше время с его неустойчивостью, поиском новых форм и смыслов, страхом перед утратой стабильности и в то же время жаждой перемен сродни Серебряному веку. Мне кажется, в этом пространстве мы также черпаем силу и смелость, ищем ответы на вопросы, которые волнуют нас сегодня, обращаемся к духовности.
– Как вы относитесь к известной формуле: «Поэт в России – больше, чем поэт»? Осталось ли для этой роли место в современном мире? И если да, то в чём вы видите свою собственную творческую сверхзадачу?
– Мир изменился, и роль поэта требует новых подходов, новых инструментов на пути к сердцу читателя. Сегодня, на мой взгляд, поэт не столько выразитель чаяния народных масс, сколько проводник в пространство тишины и самопознания. Моя задача – создание именно такого пространства. Пространства, где тишина рождает новые смыслы, где в глубине себя можно найти ответы на самые важные вопросы, где можно услышать голос собственной души. Если моё творчество поможет хотя бы одному человеку сделать этот шаг навстречу себе, я не зря трачу время.