Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 24 августа 2016 г.
Телеведение

Сильнее сильного,

или Беглые заметки простодушного телезрителя

24 августа 2016

Наше время изобилует всяческими проверочными испытаниями или тестами, начиная с пресловутого ЕГЭ и заканчивая собеседованиями при устройстве на работу в ТНК (транснациональные корпорации). Для определения степени психической устойчивости кандидата можно порекомендовать принудительный суточный просмотр телевизионных программ российского телевидения. Если вам удалось после этого быстро заснуть и вас не беспокоили кошмарные сны, то вы можете считать себя Фантомасом, легко меняющим одну личину на другую. Однако думается, что сие удастся редким экземплярам homo sapiens.

Вот программа «Топ-модель по-американски» на канале «Ю». Говоря прямо, это краткие курсы и инструктаж по издевательству над человеком. Конкурентам с безумными глазами и бесконечными взвизгиваниями по поводу сальных шуточек ведущих предлагается пройти по доске, закреплённой на той достаточной высоте, чтобы успешно сломать себе шею после падения. Конечно, страховка есть, но и она служит средством для дополнительных унижений. Доска обрывается где-то на середине пути, а далее конкурсант, если он выдержал испытание, переносится страховкой на другой берег. Проигравший опускается на землю. Но перед окончательным решением, чтобы пощекотать нервы, «модели» маринуются несколько минут подвешенными в воздухе, то опускаясь, то поднимаясь. Естественно, претенденты признаются, что они одиноки, что у них не было друзей. Парад индивидуалистов, а не индивидуальностей, хотя разницу в этих словах вряд ли смогут уловить наши юные потребители телевизионных услуг. Американский низкопробный продукт массовой культуры. Зачем его покупают наши владельцы ТВ? Глупый вопрос! Чтобы влиться в прогрессивное западное сообщество!

Попробуйте быстро переключать телевизионные каналы и зафиксировать, какие диалоги главенствуют. Итак, 8 июня сего года.

– А ты в курсе, что она беременна от тебя? («Россия 1»)

– Ты почему говоришь шёпотом?

– Ехал в маршрутке, муха залетела в рот – теперь вот першит. (ТНТ)

– Все вы, мужики, одинаковы: только бы пялиться на титьки. Нет бы поинтересоваться, как я живу, что читаю.

– Что ты читаешь?

– Ничего не читаю! (ТНТ)

– Берия хватал девочек на Арбате, поэтому родители не разрешали черноволосым девочкам гулять по центру улицы. Мы ходили переулками. Моя мама пережила это. (Первый канал, из интервью с М. Арбатовой).

– Ну, ты, ублюдок, у меня страшное похмелье, и не говори загадками, а скажи прямо… (СТС)

Разве после таких диалогов не свихнёшься? К ним в придачу бессмысленные, бесчисленные и ничего не решающие токи-шоу, гламурные фильмы из серии «богатые тоже плачут», детективы, боевики, триллеры… Чуждо всё это русскому человеку, не приемлет этого русский дух, о котором говорил Александр Пушкин.

Не все каналы, конечно, столь неразборчивы в средствах создания среды восприимчивости к либеральным «ценностям». Канал «Культура» действует тоньше: чередует программы о красотах западных городов рассказами об архитектуре Санкт-Петербурга и уроками по изучению китайского (?) языка. Можно ли изучить китайский язык по телевидению, даже в течение часа, пусть и каждый день? Да и зачем? Нет бы изучали тонкости русского правописания, а не китайского, притом более вдумчиво, а не скороговоркой, как в программе «Правила жизни». И вывод так и проскакивает: русская культура вторична, а значит, малоценна и не требует изучения. Будем справедливы: есть здесь замечательные фильмы о русских великих людях, но они крайне редки, а на других каналах вообще отсутствуют.

Многие из думающих людей понимают ущербность российского телевидения, удостаивая его уничижительных сравнений. Тут и «кривое зеркало», и «камера обскура», и «ящик Пандоры», и просто «ящик», и «балаган».

О балагане, его судьбе и роли ярко писал Александр Блок в одноимённом стихотворении.

Тащитесь, траурные клячи!

Актёры, правьте ремесло,

Чтобы от истины ходячей

Всем стало больно и светло!

В тайник души проникла плесень,

Но надо плакать, петь, идти,

Чтоб в рай моих заморских песен

Открылись торные пути.

Сто десять лет назад создано это произведение, но будто вчера подобраны все те слова, что ярко и полно характеризуют сегодняшнее российское телевидение: «плесень души», «ходячие истины», «заморские песни», «торный путь» в рай этих самых песен.

Но нет, слишком просты и поверхностны эти сравнения. Собаки – да извинят меня достойные критики – лают, а караван идёт, поплёвывая на всех, критиканов, в том числе и на меня. И вовсе не на «траурных клячах» тащится ныне российское телевидение, а летит на тройке пошлости, мещанства и… гигантских государственных денег. И как бы ни был зависим русский ум (по Ивану Павлову) от словесных обещаний в ущерб упрямым фактам, приходится признать, что ТВ – это «единый» учебник антисоветизма, антиисторизма, антипатриотизма. Учебник по лепке «нового буржуазного человека», а попросту – болвана, думающего лишь о хлебе и зрелищах.

А кто говорит, что путь в ряды прогрессивного сообщества прост и лёгок? Для того и существует российское телевидение, чтобы смять русский дух, подчинить его влиянию Запада, о преимуществах которого так долго и настойчиво твердят либеральные демократы.

Один лишь вопрос вертится на языке. Зачем психически нормальному государству воплощать идею саморазрушения?

Тэги: Телевидение
Обсудить в группе Telegram

Михаил Чижов

Михаил Павлович Чижов — член союза писат... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Собака бывает кусачей…

    19.09.2024
  • Дмитрий Захаров: «Мы были идеалистами»

    09.08.2023
  • Замшев в гостях у Соловьева

    13.03.2022
  • «Почему у вас только маньяки?»

    12.05.2021
  • «Открытая книга» для Максима Замшева

    25.02.2021
  • Обидный диссонанс

    153 голосов
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
  • Мимино был диссидентом,

    123 голосов
  • Список Познера,

    119 голосов
  • Немного уважения и чуточку красоты

    113 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг Форум
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS