Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 10 августа 2024 г.
  4. № 31 (6945) (07.08.2024)
Культура

Синий гусар

К 95-летию Олега Александровича Стриженова

10 августа 2024
«Пиковая дама». В роли Германна Олег Стриженов. РИА НОВОСТИ

У Стриженова был царский профиль, убойный взгляд, всенародное обожание и десять главных ролей на десять первых фильмов. Артистом он поперву был никаким, зато давал первостатейную оперную звезду: так же отшатывался от магических предметов, так же рвал воротник, ломал руки и добивался выразительности расширенными зрачками и воздетым подбородком. Школа игры немого кино вновь восторжествовала в России середины прошлого века – немудрено, что режиссёр музыкальной драмы Тихомиров пригласил его на главную роль в фильм-оперу «Пиковая дама», которую Стриженов и пропел чужим голосом, кривя отчаянием благородный рот.

Времена были чувствительные, и сразу пять его фильмов начинались кипенным прибоем, означавшим бурь порыв мятежный, а где не было прибоя – там вскрывалась ото льда Волга («Капитанская дочка») или тревожили сон белые ночи («Белые ночи», «Северная повесть», «Его звали Роберт»). Одиннадцать лет раздельного обучения (1943–1954) породили целое поколение благородных девиц с душою пылкой и сексуальностью бурной по причине волнительного чтения – и всё оно пало жертвой Стриженова, начавшего свою громокипящую карьеру именно в год слияния женских и мужских школ. Фото его держали на сердце, а второе в изголовье – на нём, собственно, повальное увлечение фотокарточками звёзд и достигло пика, а после уже схлынуло, став предосудительной манией плебса.

Тем же образом этот белый начёс и холёная нездешность зацепили и колючую красную снайпершу Марютку Басову, единожды дрогнувшую рукой, но обещавшую, что больше никогда, и слово сдержавшую. Желанного, любенького, синеглазенького связного от Колчака к Деникину следовало валить любой, самой жестокой и неподъёмной ценой.

Грозным оркеструющим прибоем начавшись, им же фильм и заканчивался.

Тем временем большой сталинский разворот к национальной памяти вернул былую моду на гордую позу, демонический апломб и печать роковой отчуждённости в самый бесклассовый из миров – и все их без остатка воплотил Стриженов, лишь краешек оставив Лановому. Сразу в пяти фильмах от «Овода» до «Моего любимого клоуна» романтически хромал, опираясь на трость. Ему отменно шли высокие воротники – апаш и гвардейская стоечка с вензелем. Даже в экономных 50-х его снимали почти сплошь на цветную плёнку – ещё не располагая записями Тарковского по мастерству и не ведая, что в цветном кино белая рубашка придаёт лицу печать синюшной бледности; в «Дуэли» именно такая болезненная печать на нём и лежит.

Дуэлировали его герои пять раз в пять лет – и почти всегда неудачно: Петрушу Гринёва ранили, поручика Бестужева вовсе убили. Дважды, и оба раза в чеховских постановках, роковая дистанция сводила Стриженова с Владимиром Дружниковым – но если Лаевского судьба хранила, то злая пуля Солёного ставила на его бароне и всех «Трёх сёстрах» жирную точку.

Это уже, впрочем, было позже, когда просверк очей вышел из моды и Стриженов начал и впрямь делаться артистом, а не червонным валетом, – чем-то напомнив перманентное смущение вчерашнего общего фаворита Мастроянни. Вечный баловень сделался застенчивым неудачником: то его расстреливали («Оптимистическая трагедия»), то разжаловали («Неподсуден»), то ссылали на роль альфонса Дульчина («Последняя жертва»). Герой – с осанкой, достоинством, воспитанием – делался не нужен, уступая разудалому спортивному нахрапу, и Стриженов стал понемногу сворачивать исполнительскую активность в смешном сорокашестилетнем возрасте. По большому счёту на полную катушку отыграл он 20 лет – от Вадима Говорухи-Отрока в «Сорок первом» до Вадима Дульчина в «Последней жертве» (эпизод князя Волконского в «Звезде пленительного счастья» случился ровно в тот же 1975 год). Имя Вадим с печатью романтической иноземщины обозначило его грандиозную популярность 50-х и разрыв с действительностью 70-х. Последний раз оно прозвучало уже на самом закате эпохи в «Приступить к ликвидации», где два реликтовых романтика ушедших времён, Стриженов и Лановой, играли перезрелых и выпавших из колеса удачи офицеров (второго, порвавшего со злодейством и погибавшего при массовом захвате, как раз и звали Вадим).

Следующие за золотым двадцатилетием годы глупое кино буквально преследовало Стриженова. Жгучая мелодрама «Неподсуден» об аварии пробного реактивного истребителя в сталинском 1952 году, где не нашли виновных (!) и всё свалили на второго пилота, у которого по всем индийским канонам в чужой семье рождался неведомый сын. Балаганный байопик разведчика Маневича «Земля, до востребования» со сбором сведений даже в тюрьме и передачей их на волю через дружественного еврокоммуниста Леонида Каневского. Эпичная по идиотизму драма «Господин Великий Новгород», где фашисты охотятся за колоколами, чтоб лишить русских воли к сопротивлению, а коммунисты их прячут до лучших времён.

Премьер не выдержал. Сыграв лишь 30 ролей (из них половину офицерских), сошёл с дистанции в 57, за 38 лет до нынешнего юбилея, – два фильма уже в новом веке не в счёт.

И это был, пожалуй, самый шикарный жест любителя эффектных появлений.

Так уходит с ринга непобеждённый чемпион – не размениваясь на Фирсов и измятых рефлексией современников.

Отчуждённую барскую позу и горькую усмешку небожителя он так и сохранит за собой.

Обсудить в группе Telegram

Денис Горелов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Феномен Андрея Эшпая: «И все-таки жизнь - это чудо!»

    13.05.2025
  • Ковчег на краю Ойкумены – Дом науки и культуры, Ковчег, Театр оперы и балета.

    12.05.2025
  • Мечта о мире строит будущее

    11.05.2025
  • «Ты не покинь меня, моя живая память»

    09.05.2025
  • «Лёгкая кавалерия» взяла Москву

    08.05.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг Форум
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS