Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 19 октября 2022 г.
Литература Библиосфера

Сказку расскажи!

19 октября 2022

Екатерина Ишимцева. Средство от одичанки. – М.: Форма­слов, 2021. – 108 с.

Книга Екатерины Ишимцевой «Средство от одичанки» – вторая книга поэта и профессиональной актрисы, автора моноспектакля «Айседора». Опубликовав две книги стихотворений («Без маски», 1998, и «В комбинашке и бусах», 2013), Ишимцева обращается к жанру детской поэзии. Она мама уже взрослой дочери, и такой поворот в её творчестве может показаться неожиданным. Но именно в этом обстоятельстве, на мой взгляд, и кроется разгадка рождения новой книги, сразу же отмеченной литературным сообществом: в 2021 году сборник был удостоен диплома «Золотой витязь».

Композиционно книга состоит из трёх частей. «Монологи сказочных героев», написанные как поэтический отклик на конкретный сказочный сюжет («Ковёр-самолёт», «Простодурсен», «Хаврошечка», «Дюймовочка», «Кот в сапогах», «Как звери в лесу менялись хвостами», «Прожорливый башмак»), обрамляются главами «До сказки» и «После сказки». Уже в первом стихотворении из первой главы определяется главная тема книги – сказка и её роль в опыте взросления:

Ничего ещё не зная

О любви и лжи,

Саша Пушкин просит няню:

– Сказку расскажи!


Или:

Царь-девица, три сестрицы,

Рыбка и рыбак.

Хватит, Сашенька, резвиться,

Не уснёшь никак.


Ты ещё пройдёшь сквозь славу,

Вырастешь большим.

То ли бронза, то ли мрамор...

Сам и расскажи.


Как признаётся Екатерина в предисловии, главный поэт для неё – Александр Сергеевич Пушкин, чей гений проявился не только в лирике и эпических жанрах, но и в сказках, на которых выросло не одно поколение русскоязычных людей. Сюжетная простота сказки подталкивает к её восприятию как жанра детской литературы, но, как это точно подмечено русским классиком, простота эта – плод учёности (вспомним образ Учёного Кота из Лукоморья). Опыт спрессовывается в зёрна мудрости, к нему приходит не какой-то один уникальный человек: опыт, отражённый в сказке, по сути, то, через что проходит каждый. В этом смысле сказка выражает и индивидуально-экзистенциальное, и общечеловеческое и представляет собой литературное руководство (для маленького человека и для каждого, кому это становится необходимым) по отысканию пути к своей человеческой сущности. Взросление, понятое так, подразумевает, что мы не избавляемся от детской наивности восприятия, а присоединяем к нему ещё и другие уровни понимания себя и мира. Поэтому ошибочно думать, что общение с детьми и литература для них требуют специального, упрощённого, примитивного дискурса. С точностью до наоборот. Детская книга – это серьёзный разговор об опыте, который вот-вот станет доступным детскому сознанию.

Екатерина Ишимцева отлично справляется с этой задачей: не просто давать поэтические портреты «главного русского поэта», сказочных героев или излагать на основе личных впечатлений сюжет, а приоткрывать ребёнку всё более сложный путь интеграции «простых истин» с неоднозначностью мира, в котором не всегда возможна прямая ориентация.

Если попытаться раскрыть художественную стратегию автора, она, на мой взгляд, в общих чертах такова: объединение в тексте фабульной линии; обновлённых воображением поэтессы сюжетных деталей; включение неявной авторской оценки, отчеканенной в поучительный афоризм или строки-эмблемы. Всё это – современным, ёмким, выразительным языком. Приведу пример.

Что же делать? Как же быть?

Ох, и положение!

Нужно случай ухватить,

Привести в движение.


Жаку замок отыскать –

Выпутаться с блеском.

А не то нам не видать

Счастья и принцессы!


Чтобы справиться с судьбой

И не падать духом,

Нужно хвост держать трубой,

Глаз, мозги и ухо!

(«Песня Кота в сапогах»)


В последней части «После сказки» автор всё больше уклоняется в сторону тематически не связанной со сказочными сюжетами лирики. В нескольких стихотворениях подразумеваемый диалог с ребёнком почти сходит на нет. Монологи от лица сказочных героев сменяются мечтами лирической героини об ушедшем детстве. В такой последовательности частей книги раскрывается «многоэтажность» её замысла и открытость, как было сказано, читателям всех возрастов. Ребёнок настроен на восприятие своего знакомства с миром с помощью интересной истории – наконец наступает момент включения в жизненный сюжет и преображение (то, о чём в общем смысле повествует любая сказка):

Мой принц сменил карету на машину,

Мой в джинсы превратился кринолин.

Но оживают по ночам картины,

Но спит в бутылке заточенный джинн.


Я покидаю детство и не плачу.

Ещё не знаю, что же впереди.

Ещё не верю, станет всё иначе.

А куклы машут мне: не уходи!


Так подспудно, ведя нас по страницам своей книги от начала к концу, Екатерина Ишимцева намечает и идеальный образ человека.

Страницы – крылья за плечами.

Чтоб в одичанку не упасть,

День ото дня сижу, читаю.

Я строю связь


Сквозь времена и расстояния:

Мадрид, Венера, Эльсинор.

Бьюсь с мельницами мироздания.

Я книжный вор,


Я книжный червь, я книжный рыцарь.

Скитаюсь в кроличьей норе,

Чтоб с одиночеством сразиться

В ночь в октябре.


Образ книжного человека даётся как образ человека без определённого возраста. Возможно, это подросток, взрослеющий над книгой. А может, взрослый, к которому ещё обратится ребёнок со своим первым, всегда решающим, вопрошанием. Эта человеческая связь – от сердца к сердцу – и является главным «средством от одичанки».

Большой педагогический смысл несёт в себе также включение в книгу в качестве иллюстраций работ-победителей и просто участников конкурса «Если бы я был иллюстратором», организованного музеем Нади Рушевой. Многообразие трактовок сказочных сюжетов юными художниками придаёт поэтическим образам дополнительное измерение, а изданию – нарядный подарочный вид. Настроения стихотворений из «Средства от одичанки» так же разнообразны, как и сказочные истории, переосмысленные автором. Нашлось место и боевому, и ностальгическому. Но больше всего, в заключение, хочется отметить жизнеутверждающее. Ведь:

...сказка кончается,

Но жизнь продолжается,

И надо запомнить, что сказка – урок.

А чудо случается

С тем, кто не отчаялся,

Кто с ленью и трусостью справиться смог.


Мы вместе попросим вас

Верить в хорошее

И к цели своей неотступно идти.

Ведь жизнь – интересная.

И твёрдо известно нам,

Что лучшее в ней – впереди!


Елена Янушевская

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Отвези меня в южное лето

    07.06.2025
  • О прежней жизни – честно и светло

    07.06.2025
  • Про жизнь и про любовь

    07.06.2025
  • Мама, мы все тяжело больны девяностыми

    06.06.2025
  • В поездке

    06.06.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • При свечах в келейном полумраке

    1043 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS