На втором этаже ЦДХ развёрнута удивительная предновогодняя выставка, посвящённая русским сказкам. Это отклик отечественных художников на тот волшебный мир, что со времён детства оставил добрый и мудрый след в душе каждого из нас, а кто-то продолжает верить в его существование и будучи взрослым…
Представляет выставку столичная галерея «Веллум», занимающаяся творчеством художников «большого стиля», поэтому отборные произведения мастеров XIX–XX вв. создают пространство пёстрое, динамичное, как лоскутное одеяло, но при этом всё-таки стройное. Книжная графика В. Васнецова, И. Репина, В. Серова, Е. Поленовой, М. Нестерова, Б. Кустодиева, С. Малютина, Н. Рериха, А. Рождественского и мастеров советской эпохи П. Корина («Александр Невский»), М. Митурича («Угомон» С. Маршака), А. Герасимова («Тарас Бульба») объединены в экспозицию «Что за прелесть эти сказки!..», обозначая ёмкий пласт русской художественной культуры.
Считается, что иллюстрированные издания народных сказок, а также стихотворений и поэм А.С. Пушкина положили начало искусству книги в России. С одной стороны, образный ряд персонажей русского эпоса и сказки рождали в художниках понятное желание его визуализировать, с другой – литературность образов самого изобразительного искусства стала отличительной чертой национальной художественной школы. Конечно, в этом процессе взаимного проникновения искусств сыграли свою роль многие причины, в том числе и актуальное на прошлом стыке веков обращение к народному творчеству, и возрождающийся синкретизм культуры, но не стоит забывать о литературоцентричности, которая в нашей стране набирала обороты весь XIX век…
На выставке можно увидеть знаменитые иллюстрации к пушкинской «Сказке о царе Салтане» (1906 г.) Ивана Билибина, «живописного коллеги» Афанасьева и Проппа, зарядившего «все последующие поколения воспринимать родную мифологию его глазами». Рисунки А. Коноваловой 1920-х годов наполнены мощной экспрессией, близкой работам Петрова-Водкина и раннего Дейнеки. Один из разделов посвящён Александру Бубнову, известному своим патриотическим полотном «Утро на Куликовом поле». И в сказках он обращался к эпической теме – грандиозный цикл иллюстраций к «Песне о вещем Олеге» в сумрачных седых тонах говорит о «преданьях старины глубокой». Также показаны его иллюстрации к произведению Т. Шевченко «Гайдамаки» (1950-е годы) и пушкинской поэме «Борис Годунов» (1960 г.).
Сказки «Садко», «Конёк-Горбунок», «Волшебный меч», «Емеля», «Генерал Топтыгин», «Приключения Бибигона», «Халиф-аист» исполнены в графической разностильности, придавая всему проекту богатый художественный объём. Внутри этого пространства интересно и познавательно. И словно приглашая зрителей в творческую лабораторию, экспонируется большой акварельный лист: молодой Пушкин в русской избе лежит на печи и завороженно слушает сказки своей няни…
Выставка работает до 16 декабря.