Михаил Маскаев. Таинственная карета: Проза и афоризмы. – М.: Интернациональный Союз писателей, 2020. – 212 с. – (Сер. «Коллекция современной прозы»).
Книга Михаила Маскаева похожа на альбом, составленный из ярких и выразительных, притягивающих глаз картин-арабесок. Он пишет сочными красками, его мазок точен, его взгляд художника крайне внимателен. Его эпитеты и метафоры просты, но невероятно образны: «Она была разведена и жила одна в чистой и опрятной двухкомнатной квартире с окнами с солнечной стороны и прохладными шторами до пола».
Маскаев приглашает… да нет же – он затягивает читателя в волшебный экзотический мир, в котором не только на многих людях маски, но у некоторых даже две половины лица – грустная и весёлая.
Отдельные новеллы Маскаева невольно заставляют вспомнить лучшие образцы европейской сказочной и фантастической классики. В этих произведениях спрятано множество заметных только искушённому читателю отсылок к самым разным культурным феноменам. Приходят на ум миры Карло Гоцци, Вильгельма Гауфа, Эрнста Теодора Амадея Гофмана… Но это отнюдь не стилизации. Нет-нет. Это современная русская литература в полном смысле слова. Но необычайно яркая и образная. Словно упругие побеги европейской авторской сказки были привиты на мощный ствол русской литературы, прижились, слились с ним и уже успели дать свои плоды.
Михаил Маскаев смело смешивает краски литературной палитры, и у него выходит нечто совершенно оригинальное и одновременно заставляющее вспомнить о многом. Проза в его новеллах перетекает в поэзию и при этом наполнена таким глубоким философским содержанием, что даст фору многим эссе и трактатам. «У меня было много друзей, и я огорчался расставанием с ними, убеждая себя, что всё имеет начало и конец; это касается и самой искренней дружбы:
Дружба родится, созреет,
В срок отдалится от дел.
Всё в этой жизни имеет
Свой отведённый предел.
Днища судёнышек стонут
И отдаются волнам.
Дружбы стареют и тонут
Прежде, чем хочется нам».
Чего уж говорить об эссе – в них каждая строчка наполнена оригинальным и неожиданным смыслом…
Маскаев – яркий афорист, и это наглядно демонстрирует финальный раздел книги (однако не будем забегать вперёд), но и каждая строчка его новелл и эссе – это тоже готовая максима, просто бери выписывай в блокнот или обрамляй и вешай на стену.
И ещё отдельно хочется сказать обо всей композиции сборника. Она также точна до мелочей. Каждый последующий текст дополняет предыдущий.
Открывает книгу самая барочная, самая карнавальная новелла «Бессонная ночь, или Два лица Джакомо Казановы», названная автором «эссе». Дай бог каждому рассказчику такой художественной образности, какая есть в этом тексте. Состарившийся Казанова, ставший смотрителем библиотеки (что неявно, но подсознательно отсылает читателя к Хорхе Луису Борхесу), вспоминает свою жизнь, анализирует книги-подделки, написанные от его имени, осмысливает свою жизненную позицию. «В юности я часто смотрел в зеркало, огорчаясь тем, что одна половина моего лица находится в весёлом расположении духа, а другая – в грустном. Оно стало таким после того, как я застал мою первую любовь, Бетти, в постели с моим другом». Казанова размышляет о сущности любви и вообще отношений между мужчинами и женщинами. «Женская красота коварна, женщина выбирает лучшего из мужчин, чтобы доказать, что он – худший…»
Продолжает заданную тему самая сказочная новелла – «Таинственная карета», давшая название всему сборнику. Это текст невероятной красоты. Здесь противопоставляются не только мужское и женское, но ещё и Англия и Россия, слово и молчание, культ и культура… Противопоставляются, сталкиваются и сплетаются воедино. «Невозможно одной только силой превратить человека в раба. Колонизаторам было мало подавить сопротивление аборигенов оружием, им надо было покорить их красотой одеяний и изысканностью манер».
Далее развивается тема в новелле «Знакомая незнакомка». Это довольно передовое по форме произведение. Оно состоит из коротких главок, каждая из которых начинается с некой философско-этической максимы. Вот, к примеру, самая первая: «Все знают, что такое любовь с первого взгляда, пока не испытают её на себе». Далее следует фрагмент художественного текста, фрагмент истории одной любви, подтверждающий предложенное высказывание.
Следующая новелла – «Путник». Она имеет подзаголовок «История одной рукописи», и в ней используется приём «текст в тексте», к которому обращались и Михаил Лермонтов, и Михаил Булгаков, и братья Стругацкие. Приём популярный, но сложный, ведь надо два разных текста привести в гармонию и равновесие.
Далее следуют ещё четыре текста, один загадочнее другого (название «Таинственная карета» очень подходит этой книге!).
Завершает сборник россыпь чрезвычайно остроумных афоризмов и мудрых «мишуток» (мини-шуток). О них не хочется говорить, их хочется цитировать: «У букашки маленькая голова и плохая память: если её на ходу повернуть в другую сторону, она сочтёт, что именно это ей и нужно», «Женщины любят, когда их соблазняют, и не любят, когда соблазнят», «Инопланетяне не посещают россиян, боясь оказаться не в своей тарелке»…
Ну и в заключение хочется подчеркнуть то, что внимательный читатель, по всей видимости, уже понял и сам. Книга Михаила Маскаева – это ещё и учебник по психологии, в первую очередь по психологии отношений мужчин и женщин. И он затмевает всякие высокоумные исследования типа «Женщины с Венеры, мужчины с Марса» по одной простой причине – книга Маскаева остроумна, а это очень важное качество.