Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 09 марта 2022 г.
  4. № 10 (6824) (09.03.2022)
Станционный смотритель

Скептик, которого переубедили

Появлением железных дорог Отечества мы во многом обязаны барону Толю

09 марта 2022
Карл Толь, «офицер отличных дарований».  Художник Джордж Доу

Воспитанник Сухопутного кадетского корпуса в Санкт-Петербурге, этот человек был истинным российским офицером – бесстрашным, несгибаемым. Он принадлежал к той редкой когорте людей, кто способен совершать невозможное, выполняя приказ своего командования.

Даже за неудачное для России Аустерлицкое сражение Карл Фёдорович Толь получил орден Святого Владимира 4-й степени, потому что продемонстрировал в тот трагический день пример неимоверной доблести. А первое боевое крещение он получил ещё в Швейцарском походе Александра Суворова. Ту героическую эпопею дворянин немецко-балтийского происхождения и будущий главноуправляющий путями сообщения Российской империи завершит в чине майора и со своей первой наградой – орденом Святой Анны 4-й степени.

Во время Отечественной войны 1812 года он был генерал-квартирмейстером русской армии, входил в штаб Кутузова. Именно Толь выбирал место для позиций наших войск на Бородинском поле. В 1814 году за отличия в зарубежном походе получил от австрийской короны титул барона. Как один из помощников императора Александра I участвовал в Венском конгрессе, определившем судьбу Европы после падения Наполеона. Он по праву считался одним из крупнейших штабных генералов России. Ему доверял и Николай I: Толь проявил себя твёрдым лидером как во время восстания декабристов, так и в годы опасного для империи Польского восстания. Словом, историческая личность, прошедшая огонь и воду.

1 октября 1833 года Толя назначили главноуправляющим путями сообщений и публичными зданиями. Что такое пути сообщения в 1833 году? В первую очередь – шоссейные дороги и речные маршруты. И Карл Фёдорович на новом посту проявил себя как честный, амбициозный и способный администратор. Хотя к зарождению самого перспективного вида транспорта – железным дорогам – поначалу относился скептически, делая ставку на строительство шоссейных дорог, развитие дилижансов. Почти весь кабинет министров разделял скепсис опытного Толя: и военный министр Александр Чернышёв, и великий финансист Егор Канкрин… У каждого из них имелись вполне логичные доводы против нового проекта, который, по их мнению, ещё не доказал свою эффективность в Европе. Считалось, что и император считает чугунку чем-то опасным и ненужным государству. И всё-таки русские чиновники и инженеры ездили по Европе, изучали строительство железных дорог, анализировали их экономическую целесообразность, восхищались мощью паровозов и ужасались. А тут ещё из Австрии явился Франц фон Герстнер со своими наполеоновскими планами превращения России в железнодорожную державу.

Толь не был прямолинейным консерватором. Его сильной стороной всегда оставалась логика. Барона трудно было переубедить силой красноречия, однако анализировать факты и технические возможности он умел трезво, привлекая к работе профессионалов-экспертов. Так, в железнодорожной аналитике задействовали Михаила Сперанского – выдающегося знатока законов, предлагавшего в своё время и экономические реформы. Казалось бы, Сперанский занимался составлением свода законов империи, но именно ему Толь поручил проанализировать проект строительства первой русской железной дороги. Результатом работы комиссии Сперанского стали «Замечания на проект Герстнера о строительстве железных дорог» – достаточно благожелательные.

Ознакомившись с этой запиской, Толь изменил своё мнение и принял решение о выдаче разрешения на строительство Царскосельской железной дороги Францу фон Герстнеру. Некогда опытнейший армейский снабженец, он убедился в том, что новый, быстрый и надёжный транспорт необходим вооружённым силам (а если говорить непосредственно о царскосельской трассе, то в первую очередь гвардии, к нуждам которой относились с большим почтением). Конечно, главную роль в судьбе проекта сыграло мнение императора Николая I: 28 февраля 1835 г. состоялось заседание Особого комитета по обустройству железных дорог в России в присутствии императора. Всё прошло на удивление гладко: «…полезность постройки железных дорог в России и исполнимость их в техническом отношении всеми членами Комитета были признаны единогласно».

Верил ли Толь, что в скором времени можно объединить стальными трассами Санкт-Петербург и Москву, центр России и Одессу, Крым, Николаев? Слишком больших финансовых вливаний требовала новая отрасль, слишком многое следовало закупать в Великобритании и Бельгии. Толь считал, что нужно выждать время и проанализировать результаты эксперимента – посмотреть, как будет работать Царскосельская дорога. И уж только потом, на основании критического анализа, принимать решение. Но целесообразность строительства дороги в Москву барон уже не оспаривал.

Скорее всего, именно Карл Фёдорович предложил императору строить первую железную дорогу не за счёт казны, а посредством частного фонда, в котором верховодил Алексей Алексеевич Бобринский – член совета Министерства финансов, признанный знаток техники. Бобринского интересовало многое – и цветоводство, и геология. Беседуя с Толем, он сумел переубедить старого солдата и доказал ему, что волшебная чугунка может не только изменить и армейскую, и придворную жизнь, но и принести доход в казну. Бобринский рассказал об успехах железнодорожного строительства в Великобритании, о том, как развивается английская промышленность, работая на стальных магистралях. И Толь понял: за этой «фантастикой» – будущее.

3 ноября 1836 года состоялась первая обкатка паровоза на Царскосельской дороге. Его доставили в разобранном виде морем из Англии в Кронштадт, а оттуда по заливу, Обводному каналу и на лошадях – в Царское Село, где паровую машину собрали и проверили. Во всех совещаниях с участием императора, связанных со строительством первой русской железной дороги, барон Толь принимал самое деятельное участие.

Россия делала первые шаги в железнодорожном строительстве. Начиналась серьёзная работа, требовавшая точности и особого профессионализма, в которой вместе с иностранными специалистами – такими, как Герстнер – воспитывались русские управленцы и инженеры.

Умер барон Толь в 1841 году, как раз в то время, когда император учреждал комиссию для составления проекта железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой. То грандиозное строительство началось и завершилось без его участия. Тем не менее имя Карла Толя навсегда вошло в золотой список основоположников железнодорожного дела в России.

30-Станция.jpg

Этого проекта станции железнодорожного сообщения между Санкт-Петербургом и Москвой барон Толь уже не увидел


Тэги: Арсений Замостьянов
Обсудить в группе Telegram

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кони были не стальные

    05.10.2022
  • Там, где рельсы уходят вдаль

    07.09.2022
  • Мечтая о скорости

    31.08.2022
  • От флота к железным дорогам

    24.08.2022
  • Ворота в сказочную Тавриду

    17.08.2022
  • Демократия для Дзержинского

    114 голосов
  • Супермен Страны Советов

    41 голосов
  • Проект века

    38 голосов
  • Песни магистрали

    37 голосов
  • Константин и его константы

    36 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS