Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 25 декабря 2019 г.
  4. № 52 (6719) (25.12.2019)
Телеведение

Сквозь культурную призму

На экранах России религиозно-философская драма «Сквозь чёрное стекло»

25 декабря 2019
Настоятельница монастыря (Надежда Маркина) и Настя (Василиса Денисова)

На экранах России религиозно-философская драма «Сквозь чёрное стекло»

После трилогии «Письма мёртвого человека» (1986) – «Посетитель музея» (1986) – «Русская симфония» (1994) Константина Лопушанского стали называть провозвестником апокалипсиса. Снятые в ином ключе следующие фильмы – «Конец века» (2001), «Гадкие лебеди» (2006) и «Роль» (2013) – не опровергли это мнение, поскольку в них оптимизма тоже не было. Мало обнадёживающего и в его новом фильме «Сквозь чёрное стекло», который начинается тёмной дождливой ночью и заканчивается в ещё более мрачной тьме.

Слепая богомольная сирота Настя (Василиса Денисова), с детства живущая в монастырском пансионате для слабовидящих, получает от неизвестного богача предложение пройти дорогостоящее лечение в немецкой клинике, обрести зрение и выйти за него замуж. Она колеблется, но директриса интерната (Анна Екатерининская) с таким нажимом уговаривает воспитанницу согласиться, пугая будущим в случае отказа и ссылаясь на дарованное чудо, что наводит на мысль, будто ей самой тоже посулили немало. Настоятельница монастыря (Надежда Маркина), напротив, намекает на дьявольское искушение, обещает назначить девушку преемницей и советует не спешить с решением. После тяжких раздумий Настя соглашается и уже зрячей попадает в чертог если не самого чёрта, то его приближённого – олигарха (Максим Суханов), который сразу же после знакомства бесцеремонно выкладывает неприятно поражённой невесте своё кредо («деньги и власть решают всё»), а ещё через несколько экранных минут сообщает о намерении решать всё во всей стране.

Судя по отзывам зрителей и рецензиям критиков, две эти сцены предрешили всё восприятие фильма. Те, кто их принял, с нарастающим сопереживанием следили за дальнейшим, а те, кто счёл надуманными и слабо мотивированными, отнеслись к последующему как к авторской игре двумя фигурами – чёрным королём и белой дамой. Правда, в картине есть попытка конкретизировать навеянные культурой персонажи, нравственную красавицу и бездушное чудовище, наделив его фантомными болями как наказанием за подразумеваемые, но оставшиеся за кадром смертные грехи, а её – влечением к прекрасному принцу, ожидаемо материализованному в виде молодого музыканта и поэта. Но с появлением нового сказочного героя картина перешла из метафизического и, если угодно, бергмановского плана (один из фильмов шведского режиссёра называется «Сквозь тусклое стекло») в мелодраматический, отчасти и, похоже, ненароком повторив известную картину Сергея Соловьёва «Асса» по сценарию Сергея Ливнева, где чудовище играл Станислав Говорухин, красавицу – Татьяна Друбич, а нищего принца – тогдашний неформал Сергей Бугаев по прозвищу Африка. Мелодрама же, откровенно пренебрегая правдоподобием, понеслась к финалу, в котором олигарх теряет остатки своего небольшого, но сугубо прагматического рассудка и вместо того, чтобы скрытно разделаться с изменившей ему невестой, у всех на виду волочит рыдающую бедняжку за волосы, обзывая неблагодарной сукой, но при сём полагая, что она в тот же день отправится с ним под венец. Однако героиня, дабы не остаться в долгу, возвращается в исходное состояние, исторгая слёзы из глаз одних зрителей, повергая в недоумение других, вызывая у третьих ассоциации с аналогичным поступком царя Эдипа и побуждая четвёртых задуматься о том, как лучше жить – с открытыми или широко закрытыми (по Кубрику) глазами. Что ж, подобная неоднозначность рецепции – скорее достоинство, чем погрешность картины.

 

***

В истекающем году российские кинематографисты в очередной раз отпраздновали чёрный день своей отрасли – день её безвозмездной экспроприации советской властью. Поздравляя их с наступающим Новым годом, хочу в первую очередь пожелать им отказаться от этой дурной привычки, чтобы отныне отмечать день рождения вольного отечественного кино. То есть день показа первого российского фильма, да ещё с символическим, как теперь ясно, названием «Понизовая вольница» и не менее знаковым содержанием, облечённым в понятную массам лубочную форму. Ведь низовая вольница – то самое, чего боится стареющая власть и что стремится оседлать власть молодая. В очередь вторую – пожелать большей независимости от государства в коллективном лице Министерства культуры, на котором написано, что господдержка обязывает причастных к кинематографу граждан России быть поддакивающими подданными. И в третью – пожелать небывалых призовых и прокатных успехов, которые последуют в случае, если сбудутся первые два пожелания.

 

Тэги: Россия Телевидение Кино Виктор Матизен
Обсудить в группе Telegram

Виктор Матизен

Президент Гильдии киноведов и кинокритиков Росс... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Как талантливо заставить вас упасть в обморок

    20.10.2024
  • Собака бывает кусачей…

    19.09.2024
  • От Лиссабона до Тегерана

    18.09.2024
  • Режиссура мира сего

    16.09.2024
  • Переворот в империи лжи

    04.09.2024
  • Отрезанный ломоть,

    549 голосов
  • Кто заработал на продаже Аляски

    494 голосов
  • Мина, заложенная Максом Фасмером

    445 голосов
  • Что сказал Ленин

    306 голосов
  • Политика, опрокинутая в прошлое

    300 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS