Опубликованный в прошлом номере отчёт о екатеринбургском фестивале документального кино «Россия» был оперативен и потому краток и сух. Газетный формат не позволил подробно написать обо всех фильмах, интересных людях, встречах и впечатлениях о столице Урала. Надеюсь, теперь в какой-то степени удастся восполнить этот пробел.
Дамир Юсупов
Путешествие в Екатеринбург, в котором я не был больше тридцати лет, начиналось удивительно. В Домодедове самолёт Уральских авиалиний готовился к взлёту, но места пассажиров бизнес-класса всё ещё пустовали, видимо, ждали каких-то важных опаздывающих персон. Но нет, никаких министров, олигархов и звёзд шоу-бизнеса мы не дождались, а их места скромно заняли люди в форме пилотов гражданской авиации. Лицо одного из них мне показалось знакомым. До середины полёта мучился, где я мог видеть этого невысокого, коротко подстриженного брюнета лет сорока. К концу полёта, кажется, вспомнил, обратился к проходившей мимо бортпроводнице.
– Подскажите, а там, в бизнес-классе… пилот… не?..
– Да, там – весь их экипаж, – ответила тихо она, не дав договорить мне вопрос о героическом командире корабля, посадившем в августе самолёт на поле подсолнухов.
После посадки, воспользовавшись небольшой паузой, я пробрался к Дамиру Юсупову. Вблизи он уже брюнетом не казался, настолько сильная проседь в его короткой стрижке (появилась она «до подсолнухов» или после?). Я, конечно, наговорил Дамиру хороших слов, которые он терпеливо выслушал. Потом на вопрос: «Почему вы не за штурвалом, неужели вас до сих пор не допускают?..» Герой России ответил, что они уже приступили к полётам.
– Сильно изменилась ваша жизнь?
– Изменилась, – улыбнулся он.
– Наверное, узнают, это мешает?
– Да нет, приятно!
Но тут уже подали трап, я только успел сфотографироваться и пожать руки пилотам.
Сергей Прокопьев
Однако это был не «последний герой», с которым я познакомился в Екатеринбурге. На открытии фестиваля выяснилось, что в «соседнем» жюри (документального кино) работает военный лётчик, космонавт-испытатель, родившийся в Свердловске, подполковник Сергей Прокопьев. Поскольку в городе в это время широко демонстрировался американский фильм об астронавтах «К звёздам», я обратился к нему с вопросами о космическом кино и начал с этого фильма. Сергей был очень сдержан в оценках (не считает себя специалистом в кинематографе, он просто заинтересованный зритель). Однако полагает, что с точки зрения правды жизни это, конечно, фантастический фильм. Даже больше, чем получившая семь Оскаров «Гравитация» Альфонса Куарона, добавлю я. Действительно, даже в далёком будущем вряд ли космонавт в скафандре, с рюкзаком-двигателем, может лететь к цели, держа перед собою что-то вроде полицейского щита, который защищает от космических атак. Смехотворны также гонки на луноходах с пиратами и обезьяна, пожирающая шведских астронавтов. И не космос главный герой фильма. Выдающиеся оскароносцы Брэд Питт и Томми Ли Джонс играют драму разочарования. Астронавты (отец и сын) посвятили жизнь далёким галактикам, жертвуя семейными ценностями. И в этом их трагедия, наблюдать за которой трудновато и скучновато. Так же как в другой ленте, где главную роль сыграл Райан Гослинг – «Человек на Луне». Тут тоже главное не громадное событие в исследовании космоса – высадка на Луну, а любовь Нила Армстронга к дочери.
Конечно, я задал вопрос космонавту о том, были или нет американцы на Луне, так как очень распространены слухи о голливудской мистификации. Сергей Прокопьев сослался на мнение Алексея Леонова, дружившего с Армстронгом. Оно таково: верно и то и другое. Американцы и на Луне были, и снимали «прилунение» в Голливуде. Для пиара и пущей живописности.
Говоря о наших недавних космических лентах, космонавт отметил, что наиболее близко к реальности «Время первых», а в очень успешном «Салюте 7» было слишком много такого, что невозможно никак (типа курения на станции). Впрочем, ведь это же не документальное кино…
Алексей Федорченко
Одним из первых в нулевые годы к космической теме обратился как раз герой фестиваля, обладатель главного приза за «Кино в эпоху перемен», екатеринбуржец Алексей Федорченко в документально-игровой фантасмагории «Первые на Луне». Она победила в номинации «Документальный фильм» на фестивале в Венеции. Но стал известен он не только этой лентой и тоже обласканными венецианцами «Овсянками», которые, как говорится, на любителя, главный успех в России (редкое единодушие «Ники», «Золотого орла» и «Кинотавра») имел его игровой фильм «Война Анны», о котором мы не писали, потому что в прокат она не вышла и только недавно появилась в Сети.
Алексей, как он сам сказал, получая награду фестиваля, считает себя в первую очередь документалистом. Действительно, в его игровых лентах мало перевоплощений, «художественности», актёрской игры, есть другие игры. В «Войне Анны» документально воссоздана история девятилетней девочки на Украине, которая в 41-м вместе с матерью и, видимо, другими жителями местечка была раздета и расстреляна. Полицаи поленились полностью засыпать ров с трупами землёй, и оттуда выжившая девочка выбралась. Анну играет, неподходящее слово, проходит её путь юная актриса Марта Козлова. Девочка прибивается к каким-то украинским старикам, которые её накормили, приодели… да и повели в комендатуру, которая расположилась в бывшей школе, может быть, в той, в которой девочка училась. Где Анна вырвалась, убежала и спряталась, так что её не нашли.
Далее она выживает.
Днём, когда в комендатуре хозяйничают немцы и полицаи, она прячется и спит, ночью выходит на охоту, ищет воду и пропитание. Пьёт из грязного блюдца, на котором стоит горшок с растениями, ловит голубей, пробует есть крысу, попавшую в мышеловку. Она почти превратилась в зверька, подружилась с кошкой, которая ей приносит мышей…
Когда всё это делает современный ребёнок – мы же понимаем, что это понарошку, но всё равно оторопь берёт – страшно смотреть, ведь в подобной ситуации и ещё более худшей были реальные дети войны. Только Анне некуда бежать. Впрочем, тысячам блокадных детей в Ленинграде тоже бежать было некуда.
Страшная лента. Она вне категорий, вне конкурса. Её по-хорошему надо бы показывать в школах, как учебное пособие по антифашизму.
Ещё об итогах фестиваля. Я упустил, что приз зрительских симпатий среди телефильмов завоевал «Илья Кормильцев. В поисках цельного человека» Анны Голиковой, и ещё зрители отмечали «Театр Валентины Токарской. История одной удивительной судьбы» Ивана Твердовского и «Затихшие голоса» Анастасии Кожевниковой.
Что касается других впечатлений от пребывания в столице Урала. Это – город-сад, здесь вместо лип и тополей вдоль улиц яблони и рябины. И спасибо за прекрасную погоду и фестивальную атмосферу.