История Третьяковской галереи. ХХ век. 1913–1925: В 2 кн. – М.: Государственная Третьяковская галерея, 2022. – Кн. 1: 1913–1917. – 312 с.; Кн. 2: 1918–1925. – 408 с. – 1000 экз.
На протяжении последнего десятилетия один из ведущих художественных музеев мира осуществляет масштабный проект «История Третьяковской галереи. ХХ век». Адресован он не только профессионалам музейного дела и искусствоведам, но и всем тем, у кого русское искусство вызывает неподдельный человеческий интерес. В 2015 году был выпущен том, посвящённый жизни Третьяковской галереи в годы Великой Отечественной войны, а не так давно серия пополнилась ещё двумя, охватывающими период 1913–1925 годов. В работе над изданием приняли участие специалисты Русского и Исторического музеев, а также Музея изобразительных искусств им. Пушкина. Двухтомник увидел свет при поддержке давнего партнёра ГТГ – Благотворительного фонда им. П.М. Третьякова.
Научным руководителем издания стала Татьяна Львовна Карпова, заместитель генерального директора Третьяковской галереи по научной работе; автор концепции – Елена Александровна Теркель, заведующая отделом рукопи¬сей. Её перу принадлежит и обширный исторический очерк, открывающий первый том. 1913–1925 годы в жизни галереи сыграли особую роль. Этот период связан в первую очередь с именем Игоря Эммануиловича Грабаря, выдающегося искусствоведа и художника, назначенного весной 1913 года попечителем музея, а после революции ставшего первым его директором. Время грандиозных перемен заслуживает самого пристального внимания исследователей, поскольку коллекция Павла Михайловича Третьякова из общедоступного собрания произведений искусства превращается в музей с экспозицией, выстроенной на строго научной основе, отражающей весьма непростой путь развития русского искусства.
Основной корпус двухтомника составляет подробнейшая документальная хроника, над которой работали Е.А. Теркель, А.А. Фомина, А.М. Лишневская, И.М. Ладыгина, М.С. Валова, М.А. Давыдова и другие специалисты. Получилась своеобразная летопись, собранная исключительно из архивных документов, позволяющих с большой точностью восстановить давние события. Перед читателем возникают строки из личных и официальных писем, фрагменты отчётов и протоколов заседаний совета по управлению галереей. Скрупулёзность составителей вызывает искреннее восхищение – полная волнующих событий жизнь Третьяковки разворачивается едва ли не в режиме реального времени.
Из огромного массива информации отобрано, с одной стороны, всё самое важное с точки зрения историографии музея, а с другой – свидетельства, позволяющие глубже понять людей из ближнего окружения галереи, мотивы их поступков, обоснованность их взглядов на её судьбу. Это делает издание бесценным источником информации для исследователей жизни и творчества незаурядных личностей той эпохи. Илья Репин и Николай Рерих, Василий Поленов и Александр Бенуа, Вера Зилоти и Александра Боткина, Михаил Нестеров и Владимир Маковский, Михаил Добужинский и Василий Розанов, Виктор Васнецов и Илья Остроухов – без каждого из этих имён большая русская культура немыслима.
Нельзя не отметить и виртуозную работу составителей с самими документами: порой от довольно объёмного документа остаётся всего одна-две фразы – наиболее красноречивые и доказательные, позволяющие понять, как возникло то, что сегодня представляется нам само собой разумеющимся, даже единственно возможным. Приведём только один пример. Авторитет Третьяковской галереи во многом зиждется на математической выверенности экспозиции. Посетителю, переступающему её порог, кажется, что так было всегда. Между тем читатель узнаёт на страницах издания драматическую историю того, как эта экспозиция складывалась, и не без удивления обнаружит, что многие тогда, в начале 20-х годов прошлого века, были абсолютно убеждены: научный подход, внедряемый Грабарём, нарушает волю Третьякова. Хотя все знали, что внезапная кончина не позволила Павлу Михайловичу довести работу по устройству собрания до логического завершения.
Репродукции хрестоматийных и малоизвестных полотен, старые фотографии, фотокопии редких документов воссоздают неповторимую атмосферу бурной эпохи, от которой нас отделяет целое столетие. «История Третьяковской галереи. ХХ век» – это больше, чем увлекательное путешествие в прошлое. Это возможность лучше понять сегодняшний день и уверовать в то наследие, которое надо взять в будущее!
Виктория Рогозинская