Наш сегодняшний гость – яркий представитель позднего французского классицизма аббат Фенелон, чьим бестселлером «Приключения Телемака» когда-то зачитывалась буквально вся Европа. Для нынешнего читателя роман тяжеловат и дидактичен, а вот Александр Сергеевич, наше всё, полушутя называл Фенелона «сладкоречивым епископом», томик «Телемака» возил с собой при поездке по пугачёвским местам и, случайно забыв его в Уральске, очень о том сожалел.
Франсуа де Салиньяк де ла Мот-Фенелон происходил из знатного рода, по рождению был маркиз, их родовой замок в Перигоре, трюфельном крае, и сейчас показывают туристам. Учился в Кагорском университете и в Париже, в семинарии Сен-Сюльпис, принял сан и стал каноником собора в Сарлб. Наделённого возвышенным и пылким умом Фенелона влекло то в Грецию – защищать стонущих под игом турок христиан, то в Канаду – проповедовать слово Божие язычникам, но в 1679 г. парижский архиепископ назначил его аббатом конгрегации «Новые католички» для девиц, обратившихся из протестантизма в католичество. И Фенелон выпускает свою книгу-бомбу «О воспитании девиц», ратуя за достоинство женщины и требуя, чтобы ей давали образование и облагораживали её ум. Правда, образование это, по Фенелону, следует ограничить умением правильно говорить, читать и писать, знать четыре действия арифметики, основные элементы права, древней и французской истории; но и это было огромным шагом вперёд. Трактат лёг в основу воспитания в созданном морганатической женой Людовика XIV маркизой де Ментенон (чьим духовником как раз и был Фенелон) Сен-Сирском пансионе, впоследствии взятом Екатериной II за образец для Смольного института в Петербурге. Между прочим, читала этот трактат и фонвизинская Софья, за что дядюшка Стародум изрядно её похвалил.
В 1689 г. Фенелон был приглашён в воспитатели к внуку Людовика XIV, герцогу Бургундскому. Мальчик был умён и даровит, но крайне избалован, однако под присмотром Фенелона совершенно преобразился. Предусмотрительный наставник даже сам писал книги для развития воспитанника – так возникли его «Басни» и «Разговоры мёртвых», написанные настолько лёгкой и грациозной французской прозой, что до сих пор очень подходят для усвоения французского языка детьми.
Фенелон был избран членом Французской академии, оказался в большом фаворе у короля, в феврале 1695 года возведён в сан епископа Камбрезского; однако позже попал в опалу из-за разногласий по религиозным вопросам и отправлен в свою епархию. Население Камбре, незадолго до того присоединённого к Франции по Нимвегенскому миру, было преимущественно фламандское, Фенелон задался целью примирить его с Францией и немало в том преуспел.
Тогда же и был написан главный его роман, сочетавший монументальный эпос со злободневной сатирой: образы злых царей складывались в похожий портрет Людовика, а в изображениях министров легко узнавали придворных, причём на долю каждого из них приходилась меткая эпиграмма. Были и утопические картины идеального государства, окончательно рассорившие автора с королём.
Когда воспитанник Фенелона стал дофином, его призвали участвовать в разработке реформ, планируемых после смены монарха. Основы реформ успели наметить (сокращение придворных штатов, разграничение духовной и светской власти, провозглашение свободной торговли и пр.), однако труд этот оказался напрасным, ибо дофин и вся его семья вскоре умерли от эпидемии кори (выжил только младший сын – будущий Людовик XV). Увы, вскоре после этого скончался и сам Фенелон.