Это известие глубоко опечалило очень многих в стране и в мире. Не стало Евгения Максимовича Примакова. Человека, при жизни ставшего легендарным. С ним наша газета была связана многие годы. Он бывал у нас в гостях, газета всегда отзывалась на выход его новых книг, на его выступления в Торгово-промышленной палате или в «Меркурий-клубе», который он возглавлял в последние годы. Если требовался его совет, он никогда не отказывал. Его оценки были мудрыми, а рекомендации – проницательными и точными. И смелыми. Ведь иногда и он ошибался в прогнозах, но всегда был искренним.
Как-то наши корреспонденты оказались в Швейцарии на одном из международных мероприятий. На нём выступал и Евгений Максимович. Уже потом, в кулуарах, столкнувшись с нашими журналистами, он с улыбкой сказал: «Знал бы, что в зале «Литературка», лучше бы выступил!» Юмор – также одно из неотъемлемых его качеств. Мы гордились, что Примаков ценил и любил нашу газету.
Прощаясь в этом номере с Евгением Максимовичем, мы представляем его высказывания, а также высказывания о нём, в разные годы обнародованные в «ЛГ».
«Журналист-востоковед, разведчик, дипломат, депутат, глава МИДа, премьер-министр... Путь государственного деятеля – в полном смысле слова. А ещё весёлый рассказчик, обладатель особого тбилисского шарма, объединяющий вмиг любую компанию. А ещё глубокий писатель-аналитик, академик, доктор экономических наук...
Примаков входил во Всемирный совет мудрецов в числе шестнадцати наиболее уважаемых и авторитетных людей из разных стран. Жаль, что совет распался. Может, если бы продолжал существовать и к мнению его прислушивались, то не было бы тех войн и несчастий, которые сотрясают сегодня планету… Увы, мудрость нынче не в почёте у самых влиятельных политиков. Ими движут тщеславие, корысть, высокомерие – все те качества, которых лишён Евгений Примаков.
Очень важно, что мы можем слышать его мудрое, спокойное слово. Такие люди в истории всегда наперечёт, но государства без них не стоят». («Государственник», «ЛГ», № 42, 2014.)
«Действительно, перед властью стоит дилемма: либо тратить деньги, которые у нас есть за счёт высоких мировых цен на сырьё, на экономическое развитие, на социальные нужды, либо под разговоры о том, что всё разворуют, но не борясь с ворами, складывать их в заграничные банки. Я считаю, что нужно вкладывать деньги в производство, образование, науку.
У нас вообще предпочитают искать какие-то причины, по которым деньги лучше не тратить на нужды страны. Сначала пугали инфляционным всплеском. Министр финансов прямо говорил, что ни копейки нельзя тратить внутри страны, что следует всё вкладывать в ценные бумаги Соединённых Штатов. Иначе нас захлестнёт инфляция. Я бы не делал из инфляции страшилку. Тем более что у нас сегодня – не монетарная инфляция. Нынешняя инфляция существует потому, что скачут цены. А цены скачут главным образом из-за того, что монополизированы рынки, монополизирована посредническая деятельность. Вот с чем нужно бороться!..
Наши партнёры на Западе, в Соединённых Штатах в первую очередь, были несколько обескуражены тем обстоятельством, что Россия в экономическом плане возрождается, набирает силу. Для них это был сюрприз. Причём обескураживающий – Россия, которая ещё в начале 90-х годов буквально стояла на коленях, вдруг заявила о своих национальных интересах, стала их отстаивать, превратилась в серьёзную силу на мировой арене.
Но изумление потихоньку проходит, приходит понимание, что с Россией надо считаться. Тем более наши западные партнёры понимают, что мы им нужны». (Из ответов Е. Примакова на вопросы сотрудников «ЛГ» – № 16, 2008.)
«Примаков же утром, ещё восьми не было, приехал в Кремль – пропустили, как он написал позже, без задержки – как всегда, в общем. Зашёл к Геннадию Янаеву – их кабинеты находились недалеко друг от друга, отношения были самыми добрыми, с порога спросил резко:
– Ты чего, в своём уме?
Они были на «ты», по именам, без отчеств, имели возможность разговаривать вот так накоротке, откровенно.
Янаев растерянно постучал себя пальцем по лбу, потом сказал:
– Женя, поверь, всё уладится. Михаил Сергеевич вернётся, и мы будем работать вместе.
– Что-то не верится. Нужно немедленно убрать танки с улиц Москвы...
Было понятно, как дважды два – четыре, что из заговора ничего не выйдет, точнее, уже ничего не вышло. Это он сказал Янаеву». (Валерий Поволяев, «Горячий август 91-го», «ЛГ», № 36, 2013.)
«Для сохранения политической стабильности в России крайне необходимо ни в коем случае не сворачивать решительные действия против чиновников-коррупционеров… Распространены сомнения, не будет ли антикоррупционная борьба, которая находит широкую народную поддержку, доводиться лишь до определённого уровня должностных лиц. В этой связи обратило на себя внимание заявление об эффективности, проявленной на своём посту бывшим министром обороны. Это прозвучало уже после того, как стали известны вопиющие факты коррупционного разгула в системе этого министерства…
Раздражение в обществе существует. Главными его причинами являются разгул коррупции и бюрократии, недовольство растущим разрывом в доходах между горсткой богатеев и значительной частью населения, находящейся за чертой бедности. Такое недовольство не следует считать антипатриотичным проявлением». (Из выступления Е. Примакова на заседании «Меркурий-клуба» – «Конец эпохи тандема», «ЛГ», № 2–3, 2013.)