Елена Березина. Жёлтый лист, кленовый лист. – М.: Издательский дом «Народное образование», 2020. – 160 с.
Интонация стихотворений Елены Березиной – потрясающе доверительная. Может быть, именно поэтому, а ещё – потому что автор выбирает близкие каждому темы (семья, война, память), от знакомства с её стихами остаётся послевкусие – впечатление душевного разговора.
И, хотя речь идёт о самых пронзительных и глубоких вещах, тон беседы очень прост и даже невесом. Эта невесомость – лишь внешняя оболочка. За непритязательными на первый взгляд строками скрывается подлинная тоска по утраченной связи с прошлым.
Я живу на Красной Пресне,
Там, где улицы как песни,
Переулки – строки –
След крутой эпохи.
В стихотворении «Два крыла» о родном доме на Пресне Елена Березина пишет: «Это вечное, это – вечное». Вечность поэт складывает из фрагментов прошлого и настоящего, тщательно и скрупулёзно подбирая детали. Шаг за шагом, строка за строкой она воссоздаёт почти фотографически точный образ своей семьи, своего поколения.
Та девочка в голодном сорок первом,
Воробышек озябший и больной,
Бегущая вдоль выжженной деревни,
Мне матерью приходится родной.
Главные люди в жизни Елены Березиной – её близкие. Мать, бабушка – лейтенант Анна, которая во время войны вывела из окружения взвод из восемнадцати девчонок и застрелила немецкого офицера, переживший блокаду дед – опора семьи и прочное звено в цепи поколений. Им посвящён второй раздел поэтического сборника. Всего их в посмертной книге Елены Березиной – четыре: «Страны, города, деревни, люди», «Семья и… война», «Друзья мои!», «Непреходящее».
В 2019 году автора не стало, но так кропотливо и бережно собранная ею вечность будет жить в поэтических строках.