Сергей Казначеев
Может только показаться, что литературное сообщество по размеру своему безгранично, особенно в таком большом городе, как Москва, но это совсем не так: в культурном пространстве часто мелькают одни и те же личности. Как было сказано много лет назад, «узок круг их деятельности...»
Тем не менее среди гостей Всероссийского форума детских писателей, собравшегося в здании Союза писателей России (Комсомольский проспект, 13), мне практически не удалось заметить знакомых людей, за исключением нескольких выпускников Литературного института имени А.М. Горького.
Несомненно, среди тех, кто выступал на первом пленарном заседании форума, было много авторитетных политиков и чиновников. Открыл форум президент Российского книжного союза Сергей Степашин, выступили ответственный секретарь Правления СП России Николай Иванов, директор Российской государственной детской библиотеки Мария Веденяпина, директор Института изучения детства, семьи и воспитания Александр Цветков, заместитель директора Елизавета Хамраева и другие. Были озвучены приветственные послания от Владимира Мединского и Елены Ямпольской. Прозвучали насыщенные сообщения других известных литераторов, сценаристов, издателей, продюсеров. Единственное, что немного царапнуло слух, это использование английского термина «питчинг» («бросок», «проброс»). Сколько раз с самых высоких трибун мы слышали о необходимости отказываться от иноязычных слов без насущной необходимости, но модераторам, видимо, хочется выглядеть особенно продвинутыми и подкованными.
Важно отметить, что встреча открылась ровно в срок согласно расписанию и все ораторы выступали чётко, лаконично, не выходя за рамки регламента, что не всегда соблюдается на такого рода заседаниях.
Сама тема форума была сформулирована интригующе. Кто-то из великих (её приписывают и Горькому, и Маршаку, и Чуковскому) пустил в оборот фразу: «Для детей надо писать так же, как для взрослых, только лучше». Независимо от её авторства эта мысль верна: маленькие читатели тонко чувствуют любую фальшь и не выносят ни панибратства, ни сюсюканья.
Традиция русской советской литературы для детей имеет богатую историю. Агния Барто, Виталий Бианки, Любовь Воронкова, Максим Горький, Лев Кассиль, Владислав Крапивин, Лазарь Лагин, Ян Ларри, Самуил Маршак, Сергей Михалков, Владимир Маяковский, Николай Носов, Лидия Обухова, Леонид Пантелеев и Григорий Белых, Михаил Пришвин, Алексей Толстой, Корней Чуковский и многие другие классики создали сотни произведений, ориентированных на детско-юношескую аудиторию и благодарно воспринятых ею. По большому счёту на молодых читателей были рассчитаны и сочинения научно-фантастического жанра, включая произведения братьев Стругацких.
Отдельно хочется сказать о творческом наследии Аркадия Гайдара. На рубеже веков его личность и судьба подверглись жёсткому прессингу. Что же касается его наследия, то оно до сих пор живёт в нашей памяти. Достаточно вспомнить такие названия, как «Бумбараш», «Военная тайна», «Голубая чашка», «Дальние страны», «На графских развалинах», «Р.В.С», «Сказка о Мальчише-Кибальчише», «Судьба барабанщика», «Тимур и его команда», «Чук и Гек», «Школа», чтобы убедиться, что они являются неотъемлемыми элементами нашей генетической памяти. Речь о том, что в наше неспокойное время эти темы более чем актуальны.
Но вернёмся к началу нашего разговора. Там было сказано, что среди участников форума было немного привычных лиц. Хочется верить, это и является залогом того, что появятся новые авторы, которые обратят свой взор не к призрачному миру иллюзий, воображаемых событий и фэнтези, а направят свои усилия в сторону создания новых энергичных и патриотически ориентированных произведений. Очевидно, этого от них и ждут с передовой нынешние герои СВО. А само слово «питчинг» может показаться для них оскорбительным.