
Лола Звонарёва. На берегу словесной реки: Статьи, рецензии, беседы. – М.: Союз писателей Москвы, Библио ТВ, 2023. – 620 с.
Наша жизнь подчас складывается довольно непредсказуемо. В 2005 году, во время поездки в греческий дом творчества на остров Родос, я познакомилась с московской художницей Натальей Баженовой, которая хорошо знала известного критика Лолу Звонарёву, работавшую тогда в «Литературной учёбе». Прошли годы, и мы с Лолой Уткировной начали встречаться на конференциях, посвящённых творчеству земляка Юрия Кузнецова. А в 2022 году моя первая повесть «Три дня до Нового года» была опубликована в возглавляемом ею журнале «Литературные знакомства». В 2023 году Лола Звонарёва и Павел Кренёв выступили в Тверском государственном университете.
И вот у меня в руках новая книга Лолы Звонарёвой — «На берегу словесной реки». В этом внушительном сборнике собраны избранные статьи, рецензии, беседы, которые написаны ранее или совсем недавно, некоторые приведены в расширенном изложении. Автор не случайно использует в названии книги образ «словесной реки», которая является прародительницей всего живого («В начале было Слово») и выступает отражением духовной жизни авторов, выражением их взглядов, эмоций, интерпретацией бытия.
Удивляешься умению писателя объединять время и пространство: от поэтов Серебряного века (К. Бальмонт, З. Гиппиус, И. Одоевцева, Д. Хармс) до писателей-«шестидесятников» (А. Зиновьев, В. Высоцкий, А. Лиханов, В. Белов, Р. Казакова) и авторов XXI века (В. Бухараев, И. Есаулов, Г. Калашников, А. Мара, Д. Лиханов); от западных регионов нашего государства (Калининград, Б. Бартфельд) до восточных (Тыва, Кенин-Лопсан); от северных районов (Поморье, П. Кренёв) до южных (Дагестан, С. Магомедова). В этом литературном котле слышится языковая разноголосица, и ты понимаешь, как велика и богата Россия, какая в ней заключена мощь и сила, и через Слово обретаешь бесценный дар, заключённый в сердце нашего народа.
Но Лола Уткировна идёт дальше и не только консолидирует писателей дружеских республик, входящих в состав СНГ (Н. Батракова, Беларуссия), (Б. Канапьянов, Казахстан), (А. Абиджан, Узбекистан), (Г. Мирзоева, Таджикистан), но и объединяет под одной обложкой недавно вышедшей книги и в своём журнале литераторов проживающих в странах, отношения с которыми непростые: Н. Табаков, Болгария; Б. Риго, Венгрия, Р. Гера, Франция; К. Сьвегоцкий, Польша; Р. Куду, Эстония. Читая материалы о них, начинаешь убеждаться: не существует преград от сердца к сердцу, когда говорят о важных вещах на едином — человеческом — языке.
Лолу Звонарёву — кандидата филологических и доктора исторических наук — отличает широкий жанровый и тематический диапазон рассматриваемых произведений. В фокусе внимания литературоведа — поэзия, проза, драматургия, эссе, сказки и даже научные труды. Отдельные статьи посвящены литературной критике, русскому верлибру, детской литературе, молодой поэзии, православному аспекту, произведениям о Великой Отечественной войне.
Автор не приемлет длинных, многословных вступлений, расплывчатых философствований, а сразу, с присущим ей напором, легко и деловито приступает к анализу творчества, открывая новые грани художественного мира писателя.
В главе «Сорок лет спустя» Л. Звонарёва предлагает читателю ознакомиться с судьбами авторов, которые посвятили себя литературе, представляет и себя — начинающего писателя: «Двадцатидвухлетняя студентка филфака МГУ, облачённая в американские джинсы и в оранжевую жилетку с крупной надписью Hello», раскрывает причинно-следственные связи, формировавшие в юности её вкусовые предпочтения, — «я была погружена в неё (древнерусскую литературу. — Н.Л.), решив «эмигрировать» в XVII столетие из перенасыщенного идеологией ХХ века». На формирование Звонаревой как писателя повлияло её окружение, те, с кем она много лет работала: Л. Кудрявцева, В. Артёмов, М. Попов, А. Сегень, А. Неверов и другие. Многое об авторе можно узнать из «Послесловия» — высказываний товарищей по перу: В. Бахревского, Е. Курс, П. Рыкова, а также из литературной справки в конце сборника.
Важной грани литературного процесса — критике уделено много внимания в книге «На берегу словесной реки» («Отстаивая достоинство литературной критики», «В поисках строгих критериев и справедливых оценок»). Автор выявляет и собственные критерии оценки: новизна, эксперимент, творческое лицо. В статье, посвящённой Марку Розовскому, Лола Звонарёва выделяет «своеобразный авторский жанр» его пьес. К подобному эксперименту можно отнести и произведения самого критика. В зависимости от поставленных задач Л. Звонарёва смело синтезирует в рамках одного произведения такие жанры, как эссе, обзор, аналитическая статья, интервью. Такая свободная манера письма только увеличивает интерес к материалу, ещё раз утверждая известный афоризм: «Все жанры хороши, кроме скучного».
Нескучным является и язык Лолы Уткировны, который по праву можно отнести к художественному, — это колоритные эпитеты, необычайные сравнения, яркие метафоры, оригинальные иносказания, которые наполнены живыми эмоциями и сдобрены долей юмора («неистовый», «вездесущий», «выдернул меня из медиевистики, как морковку из рыхлой грядки», «тихая, уютная заводь «ЖЗЛ», «взаимное опыление приятельствующих литераторов»).
В книге «На берегу словесной реки» Лола Звонарёва даёт творческие портреты многих значимых писателей своего времени, формируя своеобразный литературный срез эпохи. Бесценными являются и сноски, коих на 620 страниц насчитывается более четырёхсот, причём большинство из них имеют развёрнутые биографические и библиографические данные о литераторах. Эти сведения о писателях, разбросанных по всей необъятной России и за её пределами, выводят книгу на энциклопедический уровень, и приходится только жалеть, что отсутствует алфавитный каталог, который упростил бы поиск нужной информации. Такая работа по созданию подобного каталога может дать начало новой книге, которая будет не менее интересной, чем предыдущие.
В одной из своих работ Лола Звонарёва так высказывается о предназначении литературной критики: «И самое главное для меня — поиск критиками новой волны глубинного смысла бытия». Будем надеяться, что молодые авторы оправдают надежды ведущего мастера критического цеха, найдут ответы на важные бытийные вопросы и обессмертят нашу великую русскую литературу.