Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 11 марта 2025 г.
Литература Спецпроект Гипертекст

«Словесная река» Лолы Звонарёвой

Через Слово обретаешь бесценный дар, заключённый в сердце нашего народа

11 марта 2025

Лола Звонарёва. На берегу словесной реки: Статьи, рецензии, беседы. – М.: Союз писателей Москвы, Библио ТВ, 2023. – 620 с.

Наша жизнь подчас складывается довольно непредсказуемо. В 2005 году, во время поездки в греческий дом творчества на остров Родос, я познакомилась с московской художницей Натальей Баженовой, которая хорошо знала известного критика Лолу Звонарёву, работавшую тогда в «Литературной учёбе». Прошли годы, и мы с Лолой Уткировной начали встречаться на конференциях, посвящённых творчеству земляка Юрия Кузнецова. А в 2022 году моя первая повесть «Три дня до Нового года» была опубликована в возглавляемом ею журнале «Литературные знакомства». В 2023 году Лола Звонарёва и Павел Кренёв выступили в Тверском государственном университете.

И вот у меня в руках новая книга Лолы Звонарёвой — «На берегу словесной реки». В этом внушительном сборнике собраны избранные статьи, рецензии, беседы, которые написаны ранее или совсем недавно, некоторые приведены в расширенном изложении. Автор не случайно использует в названии книги образ «словесной реки», которая является прародительницей всего живого («В начале было Слово») и выступает отражением духовной жизни авторов, выражением их взглядов, эмоций, интерпретацией бытия.

Удивляешься умению писателя объединять время и пространство: от поэтов Серебряного века (К. Бальмонт, З. Гиппиус, И. Одоевцева, Д. Хармс) до писателей-«шестидесятников» (А. Зиновьев, В. Высоцкий, А. Лиханов, В. Белов, Р. Казакова) и авторов XXI века (В. Бухараев, И. Есаулов, Г. Калашников, А. Мара, Д. Лиханов); от западных регионов нашего государства (Калининград, Б. Бартфельд) до восточных (Тыва, Кенин-Лопсан); от северных районов (Поморье, П. Кренёв) до южных (Дагестан, С. Магомедова). В этом литературном котле слышится языковая разноголосица, и ты понимаешь, как велика и богата Россия, какая в ней заключена мощь и сила, и через Слово обретаешь бесценный дар, заключённый в сердце нашего народа.

Но Лола Уткировна идёт дальше и не только консолидирует писателей дружеских республик, входящих в состав СНГ (Н. Батракова, Беларуссия), (Б. Канапьянов, Казахстан), (А. Абиджан, Узбекистан), (Г. Мирзоева, Таджикистан), но и объединяет под одной обложкой недавно вышедшей книги и в своём журнале литераторов проживающих в странах, отношения с которыми непростые: Н. Табаков, Болгария; Б. Риго, Венгрия, Р. Гера, Франция; К. Сьвегоцкий, Польша; Р. Куду, Эстония. Читая материалы о них, начинаешь убеждаться: не существует преград от сердца к сердцу, когда говорят о важных вещах на едином — человеческом — языке.

Лолу Звонарёву — кандидата филологических и доктора исторических наук — отличает широкий жанровый и тематический диапазон рассматриваемых произведений. В фокусе внимания литературоведа — поэзия, проза, драматургия, эссе, сказки и даже научные труды. Отдельные статьи посвящены литературной критике, русскому верлибру, детской литературе, молодой поэзии, православному аспекту, произведениям о Великой Отечественной войне.

Автор не приемлет длинных, многословных вступлений, расплывчатых философствований, а сразу, с присущим ей напором, легко и деловито приступает к анализу творчества, открывая новые грани художественного мира писателя.

В главе «Сорок лет спустя» Л. Звонарёва предлагает читателю ознакомиться с судьбами авторов, которые посвятили себя литературе, представляет и себя — начинающего писателя: «Двадцатидвухлетняя студентка филфака МГУ, облачённая в американские джинсы и в оранжевую жилетку с крупной надписью Hello», раскрывает причинно-следственные связи, формировавшие в юности её вкусовые предпочтения, — «я была погружена в неё (древнерусскую литературу. — Н.Л.), решив «эмигрировать» в XVII столетие из перенасыщенного идеологией ХХ века». На формирование Звонаревой как писателя повлияло её окружение, те, с кем она много лет работала: Л. Кудрявцева, В. Артёмов, М. Попов, А. Сегень, А. Неверов и другие. Многое об авторе можно узнать из «Послесловия» — высказываний товарищей по перу: В. Бахревского, Е. Курс, П. Рыкова, а также из литературной справки в конце сборника.

Важной грани литературного процесса — критике уделено много внимания в книге «На берегу словесной реки» («Отстаивая достоинство литературной критики», «В поисках строгих критериев и справедливых оценок»). Автор выявляет и собственные критерии оценки: новизна, эксперимент, творческое лицо. В статье, посвящённой Марку Розовскому, Лола Звонарёва выделяет «своеобразный авторский жанр» его пьес. К подобному эксперименту можно отнести и произведения самого критика. В зависимости от поставленных задач Л. Звонарёва смело синтезирует в рамках одного произведения такие жанры, как эссе, обзор, аналитическая статья, интервью. Такая свободная манера письма только увеличивает интерес к материалу, ещё раз утверждая известный афоризм: «Все жанры хороши, кроме скучного».

Нескучным является и язык Лолы Уткировны, который по праву можно отнести к художественному, — это колоритные эпитеты, необычайные сравнения, яркие метафоры, оригинальные иносказания, которые наполнены живыми эмоциями и сдобрены долей юмора («неистовый», «вездесущий», «выдернул меня из медиевистики, как морковку из рыхлой грядки», «тихая, уютная заводь «ЖЗЛ», «взаимное опыление приятельствующих литераторов»).

В книге «На берегу словесной реки» Лола Звонарёва даёт творческие портреты многих значимых писателей своего времени, формируя своеобразный литературный срез эпохи. Бесценными являются и сноски, коих на 620 страниц насчитывается более четырёхсот, причём большинство из них имеют развёрнутые биографические и библиографические данные о литераторах. Эти сведения о писателях, разбросанных по всей необъятной России и за её пределами, выводят книгу на энциклопедический уровень, и приходится только жалеть, что отсутствует алфавитный каталог, который упростил бы поиск нужной информации. Такая работа по созданию подобного каталога может дать начало новой книге, которая будет не менее интересной, чем предыдущие.

В одной из своих работ Лола Звонарёва так высказывается о предназначении литературной критики: «И самое главное для меня — поиск критиками новой волны глубинного смысла бытия». Будем надеяться, что молодые авторы оправдают надежды ведущего мастера критического цеха, найдут ответы на важные бытийные вопросы и обессмертят нашу великую русскую литературу.


Обсудить в группе Telegram

Наталья Лосева

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Утнасун

    08.05.2025
  • Пара строк, записанных в блокнот

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS