Митрополит
Калужский
и Боровский
Климент отвечает
на вопросы «ЛГ»
– Ваше Высокопреосвященство, в сентябре этого года было объявлено об открытии очередного премиального сезона Патриаршей премии. Есть ли какие-то открытия и надежды? Явные отличия по сравнению с предыдущими сезонами?
– Патриаршая премия молодая, но сразу стала престижной. Её уровень обязывает постоянно работать над дальнейшим развитием. В том году было первое вручение, в этом – второе, и так получилось, что два номинанта набрали одинаковое количество голосов. Потом на заседании Палаты попечителей премии было принято решение внести в Положение о премии поправку, увеличив количество премий до трёх. Теперь сразу три человека могут быть лауреатами, хотя номинация остаётся одна. В настоящее время проходит предварительный отбор заявок, на этом этапе внимание обращается на правильность подачи заявки, полноту представленных документов и саму организацию-заявителя, – имеет ли она право выдвигать кандидата, всё ли соответствует Положению о премии.
Приём заявок окончится в феврале следующего года, и затем на заседании Палаты попечителей премии они будут рассмотрены, после чего определится первоначальный состав кандидатов в номинанты. Сама же работа по изучению произведений, биографий, творческого пути заявленных писателей начнётся сразу после утверждения этого списка, и её будет проводить экспертная группа. Тогда со всей очевидностью можно будет говорить о явных открытиях этого сезона и отличиях от предыдущего. Пока же хочется сказать, что расширяется география подачи заявок, к нам они приходят теперь уже из самых дальних уголков России, из Приморья и Комсомольска-на-Амуре.
Кроме того, сейчас изучается вопрос о поддержке в рамках премии молодых авторов. Зрелый писательский возраст начинается после 35 лет, более молодым писателям трудно участвовать в премиях и находить поддержку своему творчеству. Мы этот вопрос обсуждали не только на Палате попечителей, но и на встречах с писателями. И теперь перед нами стоит задача – найти форму поддержки нашей молодёжи.
– Премия призвана содействовать развитию взаимодействия Русской православной церкви и литературного сообщества. Каковы успехи на этом непростом пути?
– Исторически сложилось так, что на Руси литературное творчество зародилось и развивалась в церковной среде. Первые библиотеки были при монастырях и соборах, первые авторы и писатели – монахи и священнослужители. Первое высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия – располагалось также при монастыре (Заиконоспасском). Литература с момента своего появления в нашей стране имела целью делать общество лучше, развивать в людях духовность и нравственность, показывать человеку примеры любви к Богу и людям, созидать, а не разрушать.
Язык и литература – это выражение духовного потенциала нации, его нравственного состояния, его укоренённости в своих культурных и духовных ценностях, в том, что создаёт нацию. К.Д. Ушинский так говорил о значимости языка для всего народа: «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое историческое живое целое. Он не только выражает собой жизненность народа, но есть именно самая эта жизнь. Когда исчезает народный язык – народа нет более!»
В качестве примера можно привести «Ревизор» Гоголя, классического русского писателя, верующего человека. Произведение имеет целью высмеять порок. Для чего? Это стремление искоренить грех. Можно приводить бесчисленное множество подобных примеров из русской литературы. Везде увидим одно – желание наставить, помочь исправиться, попытку прикоснуться к Высокому. Посредством литературы евангельские истины излагались простым и доступным языком. Вся русская классическая литература так или иначе приближается к религиозному внутреннему содержанию.
Премия призвана стимулировать современных писателей на создание духовных произведений. Об этой премии и о литературе Святейший Патриарх Кирилл высказался следующим образом: «...русская литература в лучших своих образцах всегда была обращена к поискам настоящей правды, и для большинства русских писателей настоящая правда – правда духовная, правда нравственная. В этом её главная ценность».
Патриаршая премия подчёркивает и как бы заявляет, что серьёзное литературное сообщество, по-настоящему талантливые авторы в своём творчестве весьма близки к религии, к Церкви. Прошли уже два премиальных сезона, и за это время мы успели познакомиться со многими действительно замечательными писателями и поэтами, открыли для себя множество высокохудожественных литературных произведений. И, в свою очередь, авторы смогли более тесно взаимодействовать с церковными синодальными структурами, участвовать в выставках, круглых столах, конференциях, творческих встречах под эгидой Русской православной церкви. Результатами такой деятельности все оставались довольны; и я надеюсь, что с помощью Божией мы и дальше будем развивать наше сотрудничество с литературным сообществом во благо Церкви, страны, во благо всем нам!
– Издательский совет РПЦ проводит много литературных православных конкурсов. Один из самых заметных – «Просвещение через книгу». В чём, по вашему мнению, польза подобных мероприятий?
– Можно наблюдать многостороннюю пользу от подобных проектов. Во-первых, это польза общественная, польза для читателя. Благодаря книжным конкурсам мы выявляем издания, ставящие целью становление высоких нравственных идеалов духовного просвещения и патриотического воспитания. И в то же время стараемся привлечь общественное внимание к лучшим литературным произведениям, издательским проектам, соответствующим высоким идеалам духовного просвещения и патриотического воспитания, традициям отечественной истории и культуры, которые открываются нам в процессе книжных конкурсов.
Во-вторых, благодаря конкурсным проектам мы намерены поощрять авторов и издателей, внёсших значительный вклад в дело религиозно-нравственного просвещения и утверждения православных ценностей, а также содействовать православному книгоизданию. Таким образом, при помощи освещения подобного рода мероприятий через средства массовой информации, в периодических изданиях и на электронной площадке мы делаем некое подобие рекламы для издателей и писателей, которые не только стали лауреатами конкурсов, но и просто принимали в них участие.
– Ваше Высокопреосвященство, недавно у вас вышла книга «Слово и вера». Каков главный нравственный посыл книги?
– Главная её мысль – о значении веры для человека. Почти все считают себя верующими, но что значит вера для человека, знают немногие. А вера является как началом, так и венцом всей жизни, тем движущим началом, без которого жизнь человека невозможна. Дверь веры каждым человеком может быть отворена в любой момент – независимо от возраста, образования или социального положения. Ключ от этой двери – покаяние – находится в руках у каждого. Нужно только иметь решимость воспользоваться им и готовность к встрече с Богом. Вера должна охватывать всю жизнь человека, поэтому её раскрытие должно быть не менее разносторонним, чем сама жизнь. Вера – естественная принадлежность духовно-разумной природы человека, её неотъемлемое свойство тяготеть к своему Создателю. Слово и вера – это дар Божий людям. Во всём мире из всех существ этими двумя дарами наделён лишь человек – венец творения. Слово для человека является инструментом осмысления видимого мира, а вера – рука, держащая этот инструмент.
– Цитирую вас: «Я стараюсь сказать о смысле христианской жизни». В связи с этим такой вопрос: а если человек, скажем, неверующий – в чём ему искать смысл жизни?
– Для любого человека смысл жизни в Боге. Насколько он сможет настроить свои отношения с Творцом, Промыслителем и Миродержателем. По мысли Виктора Франкла, смысл жизни заключается в реализации созидательных ценностей. Вопрос в том, что для нас является высшей ценностью. От этого зависит то, куда мы будем направлять всю свою жизнь.
Сегодня мы не слышим: «Мир вечен, бесконечен». А когда я был молодой, это преподносилось как «научное» знание. Сейчас учёные говорят о другом – об ограниченности материального мира, о некоей силе, которая заполняет межгалактическое и межпланетарное пространство, и эта сила управляет всем миром, и нашей галактике надо всего пару часов, чтобы она исчезла, а вся наша Солнечная система может прекратить существование за несколько минут. Вспоминаются слова Псалмопевца: Отымеши дух их, и исчезнут, и в персть свою возвратятся (Пс. 103, 29). Вот мы и должны понимать, что смысл нашей жизни в связи с Богом.
Человек обретает подлинный смысл жизни в вере и уповании на Господа. Если неверующий человек начинает искать смысл жизни, то это уже хорошо, значит, он уже на пути к Богу. Гораздо хуже, когда человек вообще не задумывается о смысле, а если и задумывается, то поверхностно, редко и на весьма короткое время.
Человек, полагающий смыслом собственной жизни материальные блага и удовольствия, становится лишь потребителем и, естественно, теряет всякий смысл существования. Неизбежно происходит смещение целеполагающих акцентов в сторону мирских страстей и желаний, которые для него становятся идолами, вытесняя собой все духовно-нравственные непреходящие ценности.
Причина внутренней неудовлетворённости, терзающей человека, который живёт в мире, потерявшем чувство сакрального и благоговение перед Богом, обусловлена самой человеческой природой, созданной по образу Бесконечного Творца и жаждущей единства со своим Создателем. Потому истинные добродетели и высоконравственная жизнь посещают человека только тогда, когда тот начнёт осознавать всю свою греховность, всю падшую человеческую природу лично на собственном опыте, а это возможно лишь через покаяние, через веру, через обращение к Богу.
Беседовала