София Эззиати начала с яркого дебюта в жанре антиутопии – романа «Дневник революции». Писательница рассказывает о том, как пришла идея этой книги, почему важно понимать свою судьбу как постоянный нравственный выбор и зачем писателю получать литературные премии.
– София, почему решили написать роман именно в жанре антиутопии? Чем обусловлен такой выбор: самим материалом или вашим мироощущением? И откуда пришло название – «Дневник революции»?
– Скорее это связано с мироощущением. На мой взгляд, мы движемся в этом направлении. Название «Дневник революции» потому, что своим дневникам два главных героя доверяют самые сокровенные мысли и переживания.
– Вы сказали, что мы движемся в сторону антиутопии. Как это понимать? Что конкретно означает данное высказывание на примере нашей страны?
– Если с конца XIX века до 60-х годов XX столетия развитие прогресса пророчило нам светлое будущее, усовершенствование всех сфер жизни человека, то в 70-х развитие глобального прогресса по какой-то причине остановилось. Хороший пример – транспорт. После того как человек пересел с лошади на машину с двигателем внутреннего сгорания к нашему времени ничего не изменилось. А ведь электромобили были изобретены ещё на рубеже XX века. Если смотреть в общем по стране, то не секрет, что люди, родившиеся в 70-х в среднестатистических городах, выглянув в окно, зачастую видят ту же картину, что и в детстве. Как известно, если не развиваться, то наступает регресс. Однако стремительно развивается отрасль цифровых технологий, коммуникации и связи. Сейчас приходит осознание того, что эти технологии могут быть использованы не только на благо человека. По моему мнению, активное развитие только этой сферы и слабое развитие всех остальных сфер приведёт к антиутопическому будущему.
– Каким образом вообще возникает фантастический мир, особенно если он совсем не похож на земной? Одни средства передвижения чего стоят: скайциклы, эиркары, суплайны... Есть ли какой-то алгоритм его возникновения или это происходит по наитию?
– Я описываю уже существующий для меня мир. Я так же, как и герои, изучаю его, живу в нём. Образы приходят вместе с названиями.
– В романе есть образ Священной Земли. Это место, где можно получить ответы на самые трудные вопросы. Какой смысл вкладывался в этот многозначный образ?
– Город Правды основали жрецы, когда на них начались гонения «Единым Оком». Так называемое место силы. Для каждого героя это место имеет своё значение. Кто-то нашёл там успокоение, кто-то своё предназначение, для кого-то это то место, где он смог заглянуть в себя. Ведь порой ответы на вопросы таятся в нас самих.
– Судьба – одно из центральных понятий вашего романа. Что оно значит лично для вас: это цепь неких случайностей или закономерный путь каждого человека, выстроенный по неведомым нам законам? Человек должен попытаться исправить её или наоборот – довериться ей?
– Каждый рождается с определённой программой и задачами, как на Востоке принято говорить – кармой. Необходимо понять своё предназначение. Для меня судьба – это выбор. Каждый раз, делая выбор, мы вершим свою судьбу, выбираем определённую дорогу, которая ведёт нас к следующему перекрёстку. Главная задача любого существа – развитие. Невозможно быть в одной точке, либо ты идёшь вперёд, либо начинается регресс. Мы не можем изменить условия, но выбор зависит только от нас, а он в свою очередь меняет условия в будущем.
– Кого из писателей-фантастов цените? И есть ли среди них тот, которого вы могли бы назвать своим учителем?
– Когда я начинала писать роман, мне было 16 лет. Это произошло по наитию. В том возрасте я читала Урсулу Ле Гуин, Ричарда Баха, Михаэля Энде, из фантастики – Клиффорда Саймака. Возможно, кто-то из этих авторов оказал на меня влияние.
– А кого из классиков чаще всего перечитываете?
– На данный момент читаю с детьми детскую литературу. Порой перечитываю Булгакова.
– Продолжите фразу: «Самое трудное в писательской работе – это...»
– Самое трудное в писательской работе – «крикуны» (смеётся). Практически всё своё время я провожу с тремя детьми. Совмещаю с записью музыкальных альбомов и работой.
– Есть ли уже идеи нового произведения? В каком жанре вы его задумали?
– Я приступила к работе над продолжением трилогии.
– Есть ли у вас амбициозные цели: стать известным писателем, получить какие-нибудь литературные премии?
– Я себе таких целей не ставила. Но сейчас, когда я вижу у читателя и критиков интерес к роману, я начинаю об этом задумываться. На мой взгляд, это могло бы стать для меня стимулом. Наверное, каждый автор подсознательно желает признания своей работы.
– Как думаете, премии помогают писателю или наоборот – получив ту или иную награду, автор расслабляется, предпочитая почивать на лаврах, вместо того чтобы работать над новой книгой?
– Если у кого-то премия является конечной целью его писательской деятельности, наверное, мотивации больше не будет. Если же это лишь оценка конкретной работы, автору есть что сказать, ему интересен процесс, то, скорее всего, он будет продолжать работать.
– Как относитесь к спору бумажных и электронных книг? Вы на чьей стороне? И будут ли, на ваш взгляд, читать бумажные книги лет через пятьдесят, например?
– Я предпочитаю бумажные книги. Но считаю, что возможность доступа к любой книге из любой точки мира является неоспоримым плюсом электронного формата. При этом дома ни за что не буду читать детям электронную книгу – мне кажется, теряется то неповторимое ощущение теплоты страниц. Если наши сердца не остынут лет через 50, то и потребность в этом ощущении будет актуальна. Кстати, тему ценности бумажных книг я затрагиваю в своём романе. В антиутопии описываются времена, когда бумажные книги исчезли из обихода. Герои, случайно обнаружив их, узнают из этих книг достоверную, неискажённую информацию о своём мире.
– Вопрос к вам как к маме троих детей: как приучить детей к чтению, чем перекрыть обаяние гаджетов? Вот что конкретно вы делаете для этого?
– Отвечая на предыдущий вопрос, я уже коснулась этой темы. Важно объяснить, что гаджеты – это лишь инструмент, чтобы сделать нашу жизнь удобнее, учиться в любое время, иметь быстрый доступ к информации или даже рисовать. По своему опыту могу сказать, что дети забывают о гаджетах, когда они чем-то увлечены, заняты. Как правило, без бумажных книг (как развивающих, так и художественных) не обходится ни одного совместного вечера. У нас уже сформирована солидная детская библиотека из книг, которые я нахожу на различных ярмарках и выставках. Я даже покупаю одни и те же книги, но с разными иллюстрациями. Пока ребёнок ещё совсем мал, для его восприятия очень важны картинки, соприкосновение с художественным образом, – это развивает интерес к литературе, формирует художественный вкус. А наличие разных интерпретаций ещё и учит видеть одну и ту же историю в разных образных прочтениях.
– Не возникала ли когда-нибудь идея писать книги для детей? Хотя бы для своих?
– Признаться, такой идеи не возникало. Моему сердцу близка фантастика, у меня ещё есть идеи и образы, которые смогут раскрыться в этом жанре.
– А как вообще удаётся вам быть мамой, писателем и музыкантом одновременно? При этом, кстати, ещё и прекрасно выглядеть. По-моему, или творчество, или дети. Особенно если их трое...
– На мой взгляд, для любимого дела всегда удастся найти время, хотя бы несколько минут в день. Дети уже с удовольствием приобщаются к музыке, порой сами берутся за музыкальные инструменты, призывая начать репетицию.
– Если бы была возможность вернуться лет на десять–пятнадцать назад и прожить их по-другому, вы бы согласились? И если да, то что изменили бы?
– Я бы не стала ничего менять в прошлом. Мы все располагаем возможностью что-то менять прямо здесь и сейчас. Какой бы путь мы ни выбрали – нам будут даны испытания.
– Многие русские писатели стремились определить для себя понятие счастья. Что оно означает для вас? И что продуктивнее для творчества: ощущение себя несчастным или счастливым?
– Счастье – когда ты нашёл себя, своё предназначение. Когда ты идёшь в направлении, которое считаешь правильным. Кому-то близка весна, кому-то осень. Так же, наверное, и в писательской работе. Кто-то вдохновляется радостью, кто-то грустью. Я люблю осень. В состоянии лёгкой грусти мне работается лучше.
«ЛГ»-ДОСЬЕ
София Эззиати – музыкант и автор-исполнитель. Родилась в России в 1994 году. Окончила Российский университет дружбы народов. Имеет степень магистра права. Сочиняла музыку и песни с ранней юности. Лауреат многих международных вокальных конкурсов, в том числе «Atlantic Breeze 2010» (Рига), где представляла Россию. Получила специальный приз «Наше будущее» от американского продюсера Брюса Лоу. Принимала участие в международных фестивалях «Парус 2018» (Дубай), «ЖАРА 2019» (Дубай). В процессе написания очередного музыкального альбома родились первые строки романа трилогии «Дневник революции». Каждая глава книги писалась вместе с одноимённой песней. Их читатель найдёт на сопровождающем книгу диске как саундтреки к трём книгам. По задумке автора, музыка должна помочь читателю погрузиться в атмосферу романа.