Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 25 сентября 2019 г.
  4. № 39 (6706) (25.09.2019)
Литература Библиосфера Интервью Мнение

Слово, созвучное музыке

В состоянии лёгкой грусти работается лучше

25 сентября 2019

София Эззиати начала с яркого дебюта в жанре антиутопии – ро­мана «Дневник революции». Писа­тельница рассказывает о том, как пришла идея этой книги, почему важно понимать свою судьбу как постоянный нравственный выбор и зачем писателю получать литера­турные премии.


– София, почему решили напи­сать роман именно в жанре анти­утопии? Чем обусловлен такой выбор: самим материалом или вашим мироощущением? И откуда пришло название – «Дневник рево­люции»?

– Скорее это связано с мироощу­щением. На мой взгляд, мы движемся в этом направлении. Название «Днев­ник революции» потому, что своим дневникам два главных героя доверя­ют самые сокровенные мысли и пере­живания.

– Вы сказали, что мы движем­ся в сторону антиутопии. Как это понимать? Что конкретно означает данное высказывание на примере нашей страны?

– Если с конца XIX века до 60-х годов XX столетия развитие прогресса про­рочило нам светлое будущее, усовер­шенствование всех сфер жизни чело­века, то в 70-х развитие глобального прогресса по какой-то причине остано­вилось. Хороший пример – транспорт. После того как человек пересел с лоша­ди на машину с двигателем внутренне­го сгорания к нашему времени ничего не изменилось. А ведь электромобили были изобретены ещё на рубеже XX века. Если смотреть в общем по стране, то не секрет, что люди, родившиеся в 70-х в среднестатистических городах, выгля­нув в окно, зачастую видят ту же карти­ну, что и в детстве. Как известно, если не развиваться, то наступает регресс. Однако стремительно развивается отрасль цифровых технологий, комму­никации и связи. Сейчас приходит осо­знание того, что эти технологии могут быть использованы не только на благо человека. По моему мнению, активное развитие только этой сферы и слабое развитие всех остальных сфер приведёт к антиутопическому будущему.

– Каким образом вообще возни­кает фантастический мир, особен­но если он совсем не похож на зем­ной? Одни средства передвижения чего стоят: скайциклы, эиркары, суплайны... Есть ли какой-то алго­ритм его возникновения или это происходит по наитию?

– Я описываю уже существующий для меня мир. Я так же, как и герои, изучаю его, живу в нём. Образы прихо­дят вместе с названиями.

– В романе есть образ Священ­ной Земли. Это место, где можно получить ответы на самые трудные вопросы. Какой смысл вкладывал­ся в этот многозначный образ?

– Город Правды основали жрецы, когда на них начались гонения «Еди­ным Оком». Так называемое место силы. Для каждого героя это место имеет своё значение. Кто-то нашёл там успо­коение, кто-то своё предназначение, для кого-то это то место, где он смог заглянуть в себя. Ведь порой ответы на вопросы таятся в нас самих.

– Судьба – одно из центральных понятий вашего романа. Что оно значит лично для вас: это цепь неких случайностей или законо­мерный путь каждого человека, выстроенный по неведомым нам законам? Человек должен попы­таться исправить её или наобо­рот – довериться ей?

– Каждый рождается с определён­ной программой и задачами, как на Востоке принято говорить – кармой. Необходимо понять своё предназна­чение. Для меня судьба – это выбор. Каждый раз, делая выбор, мы вершим свою судьбу, выбираем определённую дорогу, которая ведёт нас к следующе­му перекрёстку. Главная задача любого существа – развитие. Невозможно быть в одной точке, либо ты идёшь вперёд, либо начинается регресс. Мы не можем изменить условия, но выбор зависит только от нас, а он в свою очередь меня­ет условия в будущем.

– Кого из писателей-фантастов цените? И есть ли среди них тот, которого вы могли бы назвать сво­им учителем?

– Когда я начинала писать роман, мне было 16 лет. Это произошло по наи­тию. В том возрасте я читала Урсулу Ле Гуин, Ричарда Баха, Михаэля Энде, из фантастики – Клиффорда Саймака. Возможно, кто-то из этих авторов ока­зал на меня влияние.

– А кого из классиков чаще всего перечитываете?

– На данный момент читаю с детьми детскую литературу. Порой перечиты­ваю Булгакова.

– Продолжите фразу: «Самое трудное в писательской работе – это...»

– Самое трудное в писательской работе – «крикуны» (смеётся). Практи­чески всё своё время я провожу с тре­мя детьми. Совмещаю с записью музы­кальных альбомов и работой.

– Есть ли уже идеи нового про­изведения? В каком жанре вы его задумали?

– Я приступила к работе над продол­жением трилогии.

– Есть ли у вас амбициозные цели: стать известным писателем, получить какие-нибудь литератур­ные премии?

– Я себе таких целей не ставила. Но сейчас, когда я вижу у читателя и кри­тиков интерес к роману, я начинаю об этом задумываться. На мой взгляд, это могло бы стать для меня стимулом. Наверное, каждый автор подсознатель­но желает признания своей работы.

– Как думаете, премии помогают писателю или наоборот – получив ту или иную награду, автор рас­слабляется, предпочитая почивать на лаврах, вместо того чтобы рабо­тать над новой книгой?

– Если у кого-то премия является конечной целью его писательской дея­тельности, наверное, мотивации боль­ше не будет. Если же это лишь оценка конкретной работы, автору есть что ска­зать, ему интересен процесс, то, скорее всего, он будет продолжать работать.

– Как относитесь к спору бумаж­ных и электронных книг? Вы на чьей стороне? И будут ли, на ваш взгляд, читать бумажные книги лет через пятьдесят, например?

– Я предпочитаю бумажные книги. Но считаю, что возможность доступа к любой книге из любой точки мира является неоспоримым плюсом элек­тронного формата. При этом дома ни за что не буду читать детям электрон­ную книгу – мне кажется, теряется то неповторимое ощущение теплоты стра­ниц. Если наши сердца не остынут лет через 50, то и потребность в этом ощу­щении будет актуальна. Кстати, тему ценности бумажных книг я затрагиваю в своём романе. В антиутопии описы­ваются времена, когда бумажные кни­ги исчезли из обихода. Герои, случай­но обнаружив их, узнают из этих книг достоверную, неискажённую информа­цию о своём мире.

– Вопрос к вам как к маме тро­их детей: как приучить детей к чтению, чем перекрыть обаяние гаджетов? Вот что конкретно вы делаете для этого?

– Отвечая на предыдущий вопрос, я уже коснулась этой темы. Важно объяснить, что гаджеты – это лишь инструмент, чтобы сделать нашу жизнь удобнее, учиться в любое время, иметь быстрый доступ к информации или даже рисовать. По своему опыту могу сказать, что дети забывают о гаджетах, когда они чем-то увлечены, заняты. Как правило, без бумажных книг (как развивающих, так и художественных) не обходится ни одного совместного вечера. У нас уже сформирована солидная детская библиотека из книг, которые я нахожу на различных ярмарках и выставках. Я даже покупаю одни и те же книги, но с разными иллюстрациями. Пока ребё­нок ещё совсем мал, для его восприятия очень важны картинки, соприкоснове­ние с художественным образом, – это развивает интерес к литературе, фор­мирует художественный вкус. А нали­чие разных интерпретаций ещё и учит видеть одну и ту же историю в разных образных прочтениях.

– Не возникала ли когда-нибудь идея писать книги для детей? Хотя бы для своих?

– Признаться, такой идеи не возни­кало. Моему сердцу близка фантастика, у меня ещё есть идеи и образы, которые смогут раскрыться в этом жанре.

– А как вообще удаётся вам быть мамой, писателем и музыкантом одновременно? При этом, кстати, ещё и прекрасно выглядеть. По-мо­ему, или творчество, или дети. Осо­бенно если их трое...

– На мой взгляд, для любимого дела всегда удастся найти время, хотя бы несколько минут в день. Дети уже с удовольствием приобщаются к музы­ке, порой сами берутся за музыкальные инструменты, призывая начать репети­цию.

– Если бы была возможность вернуться лет на десять–пятна­дцать назад и прожить их по-дру­гому, вы бы согласились? И если да, то что изменили бы?

– Я бы не стала ничего менять в про­шлом. Мы все располагаем возможно­стью что-то менять прямо здесь и сей­час. Какой бы путь мы ни выбрали – нам будут даны испытания.

– Многие русские писатели стре­мились определить для себя поня­тие счастья. Что оно означает для вас? И что продуктивнее для твор­чества: ощущение себя несчаст­ным или счастливым?

– Счастье – когда ты нашёл себя, своё предназначение. Когда ты идёшь в направлении, которое считаешь правильным. Кому-то близка вес­на, кому-то осень. Так же, наверное, и в писательской работе. Кто-то вдох­новляется радостью, кто-то грустью. Я люблю осень. В состоянии лёгкой грусти мне работается лучше.


«ЛГ»-ДОСЬЕ

София Эззиати – музыкант и автор-ис­полнитель. Родилась в России в 1994 го­ду. Окончила Российский университет дружбы народов. Имеет степень маги­стра права. Сочиняла музыку и песни с ранней юности. Лауреат многих между­народных вокальных конкурсов, в том числе «Atlantic Breeze 2010» (Рига), где представляла Россию. Получила специ­альный приз «Наше будущее» от амери­канского продюсера Брюса Лоу. Прини­мала участие в международных фестивалях «Парус 2018» (Дубай), «ЖА­РА 2019» (Дубай). В процессе написания очередного музыкального альбома роди­лись первые строки романа трилогии «Дневник революции». Каждая глава кни­ги писалась вместе с одноимённой пес­ней. Их читатель найдёт на сопрово­ждающем книгу диске как саундтреки к трём книгам. По задумке автора, музы­ка должна помочь читателю погрузиться в атмосферу романа.

Тэги: София Эззиати Ксения Колокольцева
Обсудить в группе Telegram

Ксения Колокольцева

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Простор для воображения

    31.08.2022
  • Отважные воины любви

    10.08.2022
  • Сюжеты из будущего – это «воспоминания»

    18.05.2022
  • Сердца трёх

    27.04.2022
  • Следовать своему предназначению

    06.04.2022
  • От перекрестка к перекрестку

    14 голосов
  • Почти что улететь на Луну

    11 голосов
  • Сюжеты из будущего – это «воспоминания»

    10 голосов
  • Любовь к тайне

    10 голосов
  • Любовь к подземной стихии

    9 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS