На протяжении всего года «ЛГ» писала о книгах. Мы отмечали самые интересные новинки в рейтинге на первой полосе, публиковали книжные рекомендации от известных авторов, обзоры, рецензии и полемические материалы. Но право подвести своеобразные итоги книжного года решили отдать современным писателям, попросив их выбрать из массы новинок 2022 года одно произведение, которое произвело на них наибольшее впечатление. Публикуем ответы.
Сергей Шаргунов, писатель, председатель Ассоциации союзов писателей и издателей России:
– Я бы назвал роман «Муравьиный бог» Саши Николаенко. Это очень оригинальный автор. А оригинальности, индивидуальности стиля и смысла сегодня не хватает.
Книга о чуде, бесприютности и ранимости детства. Пьянит внимание к мельчайшим деталям, которое перерастает в особое жизнепонимание – вокруг нет ничего лишнего, а на самом хрупком и слабом стоит этот мир. У Саши Николаенко поэтичный, пёстрый язык, доверяясь его стихии, она проходит через солнечные полянки к ужасу пожара. Плачет и не отворачивается.
Алексей Варламов, писатель, ректор Литературного института имени А.М. Горького:
– Евгений Водолазкин «Чагин». Блестящая, остроумная, весёлая, печальная история человеческой жизни в ХХ веке с переходом на век XXI. Очень точная авторская интонация, роман, с одной стороны, довольно камерный, частный, но с другой – за этой камерностью хорошо ощущается время, причём как давно прошедшее, так и недавнее, и нынешнее. И, конечно, память человека, которому время принадлежит и где только оно и существует. Почему-то вспомнилась «Моя жизнь» Чехова: «Если бы у меня была охота заказать себе кольцо, то я выбрал бы такую надпись: «Ничто не проходит». Я верю, что ничто не проходит бесследно и что каждый малейший шаг наш имеет значение для настоящей и будущей жизни». Мне кажется, Водолазкин написал именно об этом.
Сергей Носов, писатель:
– В минувшем году почему-то тянуло на классику и нон-фикшен. Из первого – больше всего перечитывал Достоевского, а по части второго, вот опять же – порадовало исследование известного знатока трудов и дней Достоевского Бориса Тихомирова («Достоевский. Литературные прогулки по Невскому проспекту. От Зимнего дворца до Знаменской площади»). Именно увлекательное исследование, а не вариант обычного гайд-бука. Невский, в отличие от Сенной, в нашем сознании место не совсем «достоевское», – и напрасно: здесь каждый камень классика знает. И отнюдь не регионального значения эта многосодержательная книга. Она уже победила в национальном конкурсе «Книга года» – к нашему большому читательскому удовлетворению.
Евгений Попов, писатель, вице-президент «Русского ПЕН-центра»:
– Я окончательно убедился в том, что слухи о смерти современной русской литературы, мягко говоря, преувеличены.
Я говорю о текстах, издаваемых зачастую «на медные деньги», но они-то и есть подлинные представители новой литературы НОВОЙ страны, которой является нынешняя Россия, а не вознесённое хитрыми премиями фуфло монетизированной литературы.
Из прочитанного мне пуще всего запомнились две книги писателей разных поколений. Ясная индивидуальная человеческая проза.
Александр Горянин, 80 лет. – «Груз».
Роман Сенчин. 51 год. – «Дума».
Читал с наслаждением. Эти тексты потрясают точностью деталей, мастерством, неангажированностью и Божьим светом в конце тоннеля.
Вадим Левенталь, писатель, издатель:
– Для меня главной книгой 2022 года, пусть это будет слегка нескромно, стал вышедший одним из последних в серии «Книжная полка Вадима Левенталя» роман Олега Стрижака «Вариант». Второй роман пропущенного русского классика XX века впервые вышел отдельным изданием хоть сколько-то существенным тиражом – это работа на возвращение читателю этого удивительного писателя. «Вариант» – необычный роман: ни выдуманных героев, ни сочинённых сюжетных линий – только исторические сюжеты и персоны. Но само переплетение нитей большой истории – мировой и российской – от Александра Македонского до Сталина создаёт плотную и убедительную романную ткань. Удивительно при этом, насколько роман, написанный двадцать лет назад, сегодня звучит актуально и остро, местами даже пророчески.
Анна Гедымин, писатель:
– Моим читательским открытием прошлого года стала книга поэта из города Иваново Яна Бруштейна «Мир Ольги». В ней два раздела. Первый – это повесть-мистификация в стихах, трогательная и горькая, будто бы написанная некой Ольгой Мантуровой, сельской интеллигенткой, одной из последних обитательниц заброшенной деревни. Второй – «Стихи ковидной палаты», созданные Яном в больнице. Потрясающие стихи. Подробный и страстный рассказ от первого лица о том, как человек, задыхаясь, борется со смертельным вирусом и в конце концов всё же побеждает.
То есть это не просто поэтическая книга, а удивительная, духоподъёмная хроника жизни и стойкости людей в невероятно трудных условиях. А ещё память о родных стариках – героях Великой Отечественной, беспокойство о будущем детей, любовь… Книга буквально заряжает жизненной энергией и добротой.
Борис Евсеев, писатель, вице-президент «Русского ПЕН-центра»:
– Переиздание «Повести о жизни» Паустовского. Ровно 60 лет прошло со дня завершения писателем этого произведения. Высококонтекстная культура книги, создававшейся на протяжении 18 лет, поражает. Нет лучшей повести о времени, которое три десятилетия пытаются из нашей памяти вытравить. Писатель южнорусской школы, Паустовский с присущей этой школе духоподъёмной силой и ёмкой вещностью обрисовал причины тех, а значит, и нынешних событий на юге России, в Донбассе, на Украине. При этом трагедии, комедии и драмы времени даны в повести не просто как факт: как образ факта. «Советская литература с уходом Паустовского лишилась совести», – сказала Мария Юдина. Совесть писателя в его мастерстве, в остром видении дней нынешних, дней грядущих и беспримерно правдивой их передаче. Вчитаемся же ещё раз в эту великую повесть.
Анна Матвеева, писатель:
– Я на протяжении многих лет (если не всю жизнь) веду читательский дневник, как в школе, и каждой освоенной книге выставляю оценку. Посмотрела свои записи за 2022 год и выяснила, что самое сильное впечатление в 2022 году на меня произвёл сборник повестей неведомого мне прежде красноярского писателя Евгения Мамонтова «Моё немое кино». Причём, честно говоря, понравилась мне именно первая повесть, давшая название книге. Очень живая, но при этом оригинальная, умная, глубокая проза. Вроде бы рядовая история о том, как преподаватель английского языка открывает внезапно во Владивостоке киноклуб для всех желающих, не иначе как при помощи магии кино оборачивается чуть ли не философской притчей, написанной при этом легко и увлекательно. Очень рада, что книга получила главную награду общероссийской литературной премии «Дальний Восток» им. В.К. Арсеньева в номинации «Длинная проза» 2022 года.
Владимир Новиков, писатель, литературовед, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова:
– 2022 год вошёл в историю литературы и книжности как триумф нон-фикшена. На большекнижный пьедестал почёта поднялись авторы талантливо написанных невыдуманных историй. А что же сказать в этой ситуации о мастерах вымысла?
«Саша, привет!» Дмитрия Данилова и «Каждые сто лет» Анны Матвеевой – вот две знаковые книги, на мой взгляд. Обе не моралистичны, а онтологичны. Данилов штопором гротеска вкручивается в современный социум, демонстрируя, насколько призрачным было наше недавнее благополучие. Матвеева, сопрягая в сюжете две эпохи, показывает, «как в прошедшем грядущее зреет».
Каждые сто лет литература оказывается в мучительной ситуации выбора – социального, духовного, эстетического. И для претворения беспрецедентной реальности плодотворны и даниловская драматическая, и матвеевская эпическая модели.
Павел Крусанов, писатель:
– Из книжных новинок 2022 года отдаю предпочтение роману Софии Синицкой «Хроника Горбатого». Книга удивила неожиданной темой и нетривиальным решением авторской задачи. На равных правах с прочими героями романа здесь выступает персонаж иного масштаба – город Выборг. Вся его история от средневековых новгородских монахов и шведских крестоносцев до дней нынешних проходит перед нашими глазами чередой пёстрых сцен, в которых реальные события перемежаются явлениями невероятного и даже сплавляются друг с другом в одно неразрывное повествование-хронику, где уже не отделить мифологическое сознание хрониста от строгого взгляда очевидца. Герои книги связаны друг с другом и городом силой неумолимого античного Рока – порой они не осознают этой связи, и тогда судьба тащит их по предначертанному пути за шиворот. Множество исторических фактов, приведённых в «Хронике Горбатого», известны лишь узкому кругу краеведов и специалистов-историков. Теперь они становятся общим достоянием, и уже одно это является несомненной заслугой книги. Что касается художественной части, то она превосходит любые описания.