У татар, пишет Василий Смирнов, была поговорка: «Татары – слуги того хана, который не умер». Изначально она подчёркивала преемственность власти. Но потомки Селим-Герая при попустительстве ослабевшей Порты так погрязли в интригах и передрались за власть, что преемственность просто не успевала наступить. Чехарда на ханском троне вкупе с неудачными попытками продолжать обеспечивать своё благоденствие посредством набегов на соседние народы привели к тому, что спустя несколько десятилетий Крымское ханство с трудом могло припомнить смысл своего существования.
И пусть русский поход на Крым в конце 1735 года окончился неудачей, виной тому были скорее эпидемии и плохое снабжение, чем осмысленное сопротивление татар. Русское государство вступало в пору своего расцвета, между тем как Порта увядала на глазах и не имела сил бороться за окраины. Русские купеческие корабли сновали по Чёрному морю, и присоединение Крыма Российская империя полагала законным своим правом, что бы по этому поводу ни думали османы.
Всё же русский тюрколог Василий Смирнов пишет об угасании Крымского ханства хотя и как о чём-то само собой разумеющемся, но с тенью сочувствия. Эта интонация слегка оживляет его труд, в остальном довольно монотонный. Неудивительно: ведь книга возникла из докторской диссертации, которая была написана преимущественно по материалам турецких и крымско-татарских источников. Поэтому здесь так много тщательно задокументированных интриг, вельможных тюркских имён и почти нет упоминаний о низовой, бытовой жизни Крымского ханства.
Да впрочем, замечает учёный, к XVIII веку её разнообразие было в Крыму невелико. Были относительно благоденствующие мурзы и их слуги, ожидавшие, когда их поведут в очередной набег на черкесов и гяуров. Наступило время, когда гяуры научились давать отпор, а потом перешли в наступление. Смирнов меланхолически пишет, что русскую нацию «турки почему-то искони считают хитрейшей из хитрейших», но явно считает эту точку зрения преувеличением: на протяжении XVIII века намерения русских относительно Крыма были прозрачны и понятны.