Людмила Лазебная. Батицкие. Опалённое древо: героическая семейная сага в трёх частях с эпилогом. – М.: Серебро слов, 2023. – 372 с. – 5000 экз.
Решиться на такой роман, какой написала Людмила Лазебная, равносильно подвигу. Только те, кто писал крупную прозу, знают цену длинному дыханию, постоянному плетению нитей и зависимости от большой формы, выраженной в бесконечном пересмотре соразмерности частей и их функциональности. Особенно это важно, когда перед тобой семейная сага, где не удивишь захватывающим сюжетом (он в этом жанре часто чужероден) – надо брать чем-то другим. Роман Лазебной «Батицкие. Опалённое древо» – классическая семейная сага, помещённая в ХХ век во всём его трагическом великолепии.
Семейные саги непросто писать, и о них писать сложно. Большой соблазн углубиться в изучение сюжетных поворотов, но это ложный путь. Семейную сагу делает семейной сагой нечто другое. Другие аспекты мастерства автора выходят на первый план. Первый – это какая семья выбирается. Батицкие – семья известная, но роман, как замечает автор, не биографический. В нём нет сухости фактов, но есть большое обаяние авторского отношения к событиям. На первых страницах мы, как в кино, видим квартиру Батицких, ощущаем запах блинов, тонкую атмосферу империи, пока ещё мирной. Эти страницы равны лучшим страницам русской лирической прозы. В семье покой, глава семьи, жена, дети, сын Антон, который служит в армии и пишет домой трогательные письма, – они создают единство, воронку, куда затягивается внимание читателей. И это единство и есть главная завязка, именно на это единство жизнь будет осуществлять невиданное давление, что запустит повествование по-настоящему.
С первым тезисом разобрались.
Экспозиция настоящая – это сама семья. Дальше идёт ключевое событие. Событие – предвестник тягот, что разорвут эту семью. Здесь семья – прообраз России, которую в 1914 году втянули в большую войну. Гибнет нелепо и случайно Маруся – ребёнок Батицких. А её брат Николя винит себя в её смерти на масленичной горке. Фатальность трагизма истории как в личной жизни, так и в политике становится лейтмотивом романа. Здесь важная парадигма, в её мощи заложена скорбь, не случайно девочка гибнет именно на гулянье во время забав. Это знак, считывает читатель, он терзает всю семью Батицких, которая пытается избыть гибель девочки и депрессию сына Николя.
Лазебная великолепно владеет системой движения текста через предвидения. Так, когда Батицкий-старший читает сообщение об убийстве эрцгерцога Фердинанда, его охватывает плохое предчувствие. И действительно, с этого момента рушится жизнь не только его семьи, но всей страны. Ещё недавно он шёл по Пушкинской улице и вдыхал ароматный запах блинов, полный счастья от своей жизни, и вот теперь всё катится под откос. Одно из важных свойств прозы Лазебной – умение показать хрупкость бытия не через рассуждения, а через показ ситуаций. «Шестеро террористов, вооружённых револьверами и самодельными бомбами, успели ранить ещё 20 человек. От такого известия сон покинул профессора: разве тут заснёшь, если в воздухе запахло войной. Это была первая мысль, что пришла в голову Сергею Васильевичу. И он не ошибся. Уже утром о том же загудел весь Петербург…» Далее автор проводит нас по всем закоулкам истории вместе с героями книги. Здесь Лазебная демонстрирует высокую писательскую ответственность. Безупречная фактология и тонкая умная аналитика добавляют тексту шарма. Постепенно на первый план выходит фигура Антона Батицкого, советского писателя, в прошлом героя защиты крепости Осовец, потерявшего зрение на Первой мировой войне. Этот образ стоит отнести к одним из самых ярких: писатель показан не один, а в окружении семьи и друзей. Во взаимодействии с ними характер раскрывается ярче, глубже. Здесь невероятно точно показано, как люди старорежимные встраиваются в новую советскую реальность. Это происходит не всегда гладко, часто болезненно, но главная мысль автора: люди всегда остаются людьми в любых ситуациях. На страницах романа мелькают исторические фигуры: Сталин, Зиновьев, Горький. Они выписаны почти пунктирно, но очень убедительно и зримо. Разговор Горького и Сталина о писателе Батицком помещён в удивительно правильный контекст, показывающий одновременно и зависимость судьбы от случайностей, и возможность человека оставаться человеком, что всегда есть выигрыш и не проигрыш.
Так, живя в своей бывшей квартире, теперь уплотнённой, старший Батицкий нашёл возможность жить в мире и дружбе с соседями, проявляя и такт, и доброту. Это позволило вырастить сына не ущербным отпрыском хорошей семьи, а настоящим героем. «Июнь 1940 года – десятый месяц Второй мировой войны – в Ленинграде начался спокойно. Стояли белые ночи, радуя жителей города на Неве своей неповторимой романтической красотой. В воздухе повсюду летал тополиный пух, покрывший, словно снегом, мощёные тротуары улиц и площадей». И снова реминисценция к первой части. Тревожность в идиллическом пейзаже создаётся через напряжение синтаксиса, через особый словесный строй. Двадцатый век. Лазебная не боится его, её герои тоже не боятся. Их судьбы куются в противостоянии обстоятельствам и служении Отечеству в самом высоком смысле. Слёзы наворачиваются, когда читаешь блокадные страницы. И вообще, от этой книги будут и слёзы радости, и слёзы гордости, гордости за писателя, взявшегося за такую тему, гордости за наших русских людей.
Потрясает огромная работа, проделанная автором по инкорпорированию в художественный текст сведений об истории авиации нашей Родины. Видно, что автор много времени провела в архивах. Через судьбы главных героев продета «авиационная нить». Особенно она заметна в судьбе самого младшего Батицкого, выдающегося лётчика. Увлекателен и достоверен рассказ о судьбе Валерия Чкалова, культовой для СССР фигуры, великого испытателя неба на прочность.
А каков драматизм в разделении семьи: часть в эмиграции (и как горек и подчас страшен их изгнаннический хлеб!), часть в СССР – куёт славу страны. Мог ли представить такой поворот глава семьи Сергей Батицкий, в 1914 году наслаждающийся февральским утром в мирном Санкт-Петербурге. Хороша и ярка фигура Репнина, связанного с семьёй Батицких, пытающегося влиять на неё. Его жизнь – отдельный детектив. Точку в романе ставит Мария Батицкая. Известная художница. И это светлая точка. А как же иначе! Ведь будущее России светло и прекрасно. В какие бы драматические коллизии она ни попадала. «Тем временем Мария Антоновна Батицкая раздавала автографы. «А всё-таки хорошо, когда сбываются твои самые заветные мечты!» – подумала Марусенька, вспомнив слова отца о том, что к своей цели нужно стремиться только прямым и честным путем…»