Идейные противники, поставившие благо Родины выше собственного
На обложках обеих книг версии солдатской песни времён Первой мировой войны «Слыхали, деды, война началася». В «красном» варианте это:
Смело мы в бой пойдём
За власть Советов…
В «белом»:
Смело мы в бой пойдём
За Русь Святую…
И те и другие готовы без раздумий пролить кровь в борьбе за свои идеалы. Конечно, термины «красные» и «белые» весьма условные, и авторы специально подчёркивают, что применяют их исключительно для удобства читателей. Объединяет же героев биографических очерков обеих книг чистота помыслов и искреннее желание служить России и её народу. Предлагаем вашему вниманию выдержки из вступительных статей.
Все оттенки красного
Ярослав Леонтьев, Евгений Матонин. Красные. – М.: Молодая гвардия, 2018. – 799 с.: ил. – 6000 экз.
Принято считать, что революция 1917 года разделила страну на «белых» и «красных». Но это не совсем точно. Уже между Февралём и Октябрём 1917 года «политическая Россия» играла чуть ли не всеми цветами спектра, а Октябрьская революция (или переворот – кому как нравится) и Гражданская война разнообразили это многоцветье ещё больше.
...Бурный «красный поток», смывший в конце концов старую Россию, состоял из многочисленных «рек», «ручьёв» и «течений» различных оттенков – от бледно-розовых до кроваво-красных и багрово-чёрных. Если же использовать политическую терминологию, то – от весьма умеренных социалистов, осторожных реформаторов до «максималистов», анархистов и буйных «красно-чёрных» или «красно-зелёных» повстанцев и партизан.
Отношения сторонников различных оттенков «красной идеи» между собой были сложными и запутанными – от союзов до вооружённой борьбы… Для большевиков, ставших после Октября 1917 года главной силой «красных», претендовавших на монополию в трактовке «красной идеи» и в воплощении её в жизнь, сторонники «родственных» течений представляли, пожалуй, не меньшую, а то и большую опасность, чем «белые».
…До конца 20-х в партии почти постоянно шли острые дискуссии и споры – даже буквально накануне вооружённого восстания в Петрограде в октябре 1917-го. Она переливалась всеми оттенками красного, да и её лидеры не раз меняли свою «окраску».
Скажем, Лев Троцкий и Лев Каменев. Первый со временем превратился из «розового» почти что меньшевика в ярко-«красного» вождя «левой оппозиции» в РКП (б). Второй – в одного из лидеров этой же оппозиции из «правого большевика»…
Но в конце концов большинство из тех коммунистов, которые выдвигали «красную альтернативу» «генеральной линии партии», были тоже уничтожены в 30-х годах своими же недавними товарищами по «красному фронту»…
Другим «повезло» – им посчастливилось уйти из жизни раньше, чем начался Большой террор 30-х годов. Они умирали от болезней (как Леонид Красин), погибали в результате несчастных случаев (как Камо) или даже при постановке научных опытов на самом себе (как Александр Богданов).
Так или иначе, но в 30-х годах в Советском Союзе уже практически не осталось тех, кто осмелился бы открыто излагать собственную «красную идею» – если она хотя бы немного отличалась от «железобетонных» сталинских представлений о социализме и коммунизме.
Но это не значит, что их не было никогда. Были.
Это и военачальники, и государственные деятели, и партизанские командиры, и учёные, и народные вожаки, и авантюристы, и карьеристы, и просто попутчики, и убийцы-садисты, и романтики-идеалисты, и многие-многие другие. Харизматические и колоритные личности…
Для того чтобы хотя бы кратко пересказать их биографии, понадобилась бы не одна книга. Но мы выбрали из них только десять человек.
Некоторых из них можно было бы даже назвать «символами революции». Например, Владимира Антонова-Овсеенко, одного из руководителей штурма Зимнего дворца, или анархо-коммуниста Анатолия Железнякова, знаменитого «матроса-партизана Железняка».
Другие (Александр Богданов, Леонид Красин) сначала не приняли Октябрь, но остались в целом лояльными по отношению к нему, а Красин до самой смерти был одним из членов советского правительства.
Третьи (Борис Камков, Дмитрий Попов), наоборот, активно участвовали в революционных событиях, но потом разошлись с большевиками и боролись с ними с оружием в руках, хотя и не очень успешно.
У четвёртых (как у легендарного боевика-большевика Камо) была почти безупречная с точки зрения советской власти биография.
Но все они как бы представляют десять различных оттенков «красной идеи», победившей в России в 1917-м.
У белого нет оттенков
Вячеслав Бондаренко. Белые. – М.: Молодая гвардия, 2018. – 687 с.: ил. – 6000 экз.
В 1919 году отец провожал в белую Добровольческую армию девятнадцатилетнего студента Киевского технологического института Владимира Душкина:
– Ты идёшь в армию драться за существующее. Сохранение существующего и есть основные долг и честь армии. Дело революционеров – разрушение существующего… Я не знаю, кто из вас будет победителем. История привыкла к тому, что им оказывается разрушитель. Будем надеяться, что вы – одно из редких исключений...
Надежда отца не оправдалась: существующее было разрушено и на его обломках построена принципиально новая страна…
Один из сотен тысяч добровольцев Гражданской, Владимир Душкин стал наводчиком 1-й батареи 7-й артиллерийской бригады, прошёл горнило войны, оставил книгу воспоминаний и умер в эмиграции. Его младший брат Алексей остался в России, стал знаменитым архитектором и трёхкратным лауреатом Сталинской премии... Два брата, две судьбы. А сколько ещё было навсегда разорванных семей, людей, искалеченных чудовищным катком Гражданской войны?.. Кто-то шёл на её фронты сознательно, кого-то затянул водоворот событий, и он был вынужден встать на ту или иную сторону, кого-то смяло и раздавило, хотя он стремился избежать схватки, кто-то в поисках истины или выгоды успел послужить под разными знамёнами, кого-то безжалостно вышвырнуло за пределы Родины…
Одна из излюбленных тем исторических дискуссий – возможно ли было после 1917 года избежать вооружённого противостояния и на ком лежит основная ответственность за его развязывание. Мнения разные, но большинство современных историков всё же сходятся в одном: Февральский и Октябрьский перевороты и напрямую связанная с ними Гражданская война стали для России глобальной национальной катастрофой, непредвзятое изучение которой лишь начинается, а последствия не преодолены до сих пор… В 2016 году автору этих строк довелось стать свидетелем и модератором дискуссии между ровесниками – отставным адмиралом советского ВМФ и потомком знатного русского рода, родившимся уже в эмиграции; обоим было за 80... Оба не старались услышать и понять друг друга, у обоих были принципы, которыми они не собирались поступаться. И как ни взывали окружающие к «примирению», вскоре стало понятно – оно невозможно, так как два этих русских человека, одинаково страстно любящих свою Родину, – из разных миров, «им не сойтись никогда»...
«Национальное примирение» – эти слова действительно стали в последнее время лозунгом, который звучит буквально на всех уровнях. Но возможно ли примирение без понимания, что именно и почему произошло в 1917-м и после него? Без попыток проникнуть в психологию населявших Россию столетие назад людей? Без избавления от примитивных штампов о «поручиках Голицыных и корнетах Оболенских», с одной стороны, и «комиссарах в пыльных шлемах» – с другой?..
Именно затем, чтобы лучше понять собственную историю, и написана эта книга. В ней представлены очерки о жизненном пути восьми человек, которые связали свою судьбу с Белым делом и стали его легендами: М.В. Алексеева, Л.Г. Корнилова, С.Л. Маркова, М.Г. Дроздовского, В.З. Май-Маевского, Н.Э. Бредова, П.Н. Врангеля и А.П. Кутепова... Все герои книги не были вовлечены в Гражданскую войну помимо своей воли, но сделали сознательный выбор и оставались верны ему до конца… Не безупречные герои античного эпоса, не святые в белых одеждах и не безумцы, мечтавшие повернуть историю вспять, очень разные, прошедшие через различные испытания, они едины в одном – это были люди чести, сумевшие в чудовищных обстоятельствах поставить благо Родины выше своего собственного и своими судьбами доказавшие, что ради этого блага они готовы идти до конца.