Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 10 июля 2024 г.
  4. № 27 (6941) (10.07.2024)
Спецпроект Станционный смотритель

«Смерть меня подождёт»

Под этим девизом покоряли природу бамовские первопроходцы

10 июля 2024

«Как просто на неё смотреть и как непросто, порою мучительно трудно создавать её!» Эти слова начертаны на обелиске в Саянах, установленном в честь выдающегося геодезиста Григория Федосеева (на фото).

Миллионы людей знали его как писателя, умевшего увлекательно рассказывать об исследовательских экспедициях, о первопроходцах, о людях, которые, рискуя жизнью, познавали природу и землю, хранящую множество тайн, открывали пути к труднодоступным территориям – сквозь тайгу и горные перевалы, считавшиеся непроходимыми. Когда мы пересматриваем фильм «Злой дух Ямбуя» или перечитываем рассказы «Таёжные встречи» или «Последний костёр», то, скорее всего, и не вспоминаем, что их автор сам из славного племени первопроходцев БАМа. И без его изысканий 1930-х годов вообще трудно представить историю строительства магистрали…

Григорий Анисимович родился 19 января 1899 года в Карачаево-Черкесии, в станице Кардоникской, в крестьянской семье. Рано остался без отца. Увлекался техникой, в юности работал связистом. В годы Гражданской войны примкнул к красным, служил в Особом отделе IX армии. Но тянулся к наукам. Сразу после войны поступил в Кубанский политехнический. Получив инженерное образование, участвовал во многих геодезических экспедициях и в этом нашёл своё призвание.

В 1938 году Федосеев становится начальником отряда, позднее – начальником экспедиции. Руководил топографическими работами на реках Ангара, Средняя и Нижняя Тунгуски, исследовал Яблоновый и Становой хребты, Охотское побережье, Джугджурский хребет. Участвовал в создании карт районов Братской, Усть-Илимской, Богучанской и Зейской ГЭС, а главное – БАМа. В 1930-е годы Сибстройпуть снарядила первые изыскательские партии на будущей трассе Байкало-Амурской магистрали от Тайшета до Братска. В их составе работал и Федосеев. Трудился фанатично, по обыкновению забывая обо всём, кроме своих на первый взгляд невыполнимых топографических задач.

В экспедиции. Начало 1930-х годов

Прежде чем обсуждать маршрутную линию будущей железной дороги, следовало составить карты неизвестных районов, по которым пройдёт стальная магистраль. Необозримые пространства нужно было пересечь, изучить и нанести на карту. Федосеева не останавливали ни таёжное бездорожье, ни морозы. Район будущей магистрали к 1940-м он знал, быть может, лучше всех из советских инженеров, поскольку исходил там во главе экспедиционного отряда многие километры трудных дорог. Работа изнурительная, но необходимая. На основе его изысканий и дневников были намечены сотни километров пути. А затем, в 1949–1954 годах, Григорий Анисимович взял на себя руководство Нижне-Амурской геодезической экспедицией.

Одна из его книг, посвящённых исследователям-топографам, называется «Смерть меня подождёт». Это кредо Федосеева, который, без преувеличения, работал на износ, намечая варианты будущих железнодорожных маршрутов. Десятилетия спустя эти маршруты замкнут трассу Байкало-Амурской магистрали. А в изыскательских походах за несколько новых точек, нанесённых на карту, первопроходцам порой приходилось платить высокую цену. «В борьбе за покорение природы ещё много придётся пережить горестных минут тем, кому суждено вступить с нею в единоборство», – писал Федосеев.

Тем не менее его книги полны оптимизма. Он одним из первых стал выступать за сбережение дальневосточной природы, считал, что железная дорога и новые города станут для малоизученного края не только индустриальными центрами, но и форпостами науки, медицины, в том числе ветеринарии. Пойдут по трассе поезда, вырастут города – и легче станет исследовать и беречь природу. Вера в это помогала Федосееву преодолевать все препятствия. Кстати, за многие годы экспедиций Григорий Анисимович (ко всему прочему он был и замечательным охотником!) собрал и бескорыстно передал в дар Академии наук богатую коллекцию растений, птиц, шкур и рогов представителей фауны Сибири и Дальнего Востока.

С 1940-х Федосеев часто публиковался – и в московской прессе, и в журнале «Сибирские огни», где вышли записки «Мы идём по Восточному Саяну» – они принесли путешественнику первую литературную славу. С начала 1950-х писательство стало для него главным делом. Его книги раскупались мгновенно, а издательства регулярно получали заявки на их переиздания. В 1956 году он переехал в Краснодар – врачи посоветовали путешественнику жить в тёплых краях. Там ему хорошо вспоминалось и писалось. Среди топографов он был живой легендой, не случайно к нему не раз приезжали посоветоваться перед экспедицией.

Г. Федосеев и его проводник Улукиткан (слева)

С большой любовью Федосеев писал об Улукиткане – эвенке-охотнике, который был его проводником во многих путешествиях. Тот находил старые звериные тропы – единственные, по которым можно преодолеть опасные хребты, знал и понимал природу, предсказывал погоду, видел особенности маршрутов по повадкам птиц и зверей. Улукиткан тоже помогал найти оптимальный путь для дорог БАМа. Искренний человек, который не способен на обман или преступление… В его образе у Федосеева получился своего рода второй Дерсу Узала – тоже взятый из жизни. Не случайно книги Федосеева, как и классические повествования Владимира Арсеньева, переведены на десятки языков.

Он настоящий классик жанра путешествий и приключений. Очень важно, чтобы сегодня его книги переиздавались. А разве плохая идея – снять по их мотивам документальный сериал, заодно проехавшись с кинокамерой по нынешнему БАМу? Получилось бы красочное повествование не только о природе, о заводах и трассах, но и о людях. Писатель-исследователь никогда не забывал о том, что любая железная дорога начинается с экспедиций, а экспедиция – это прежде всего человеческие характеры.

Топограф, путешественник, литератор Федосеев скончался летом 1968 года, не дожив ни до своего 70-летия, ни до начала ударного строительства БАМа, стартовавшего через 6 лет. А его исследования и книги даже сегодня, три четверти века спустя, помогают строителям новых бамовских веток.

В честь Григория Федосеева назван разъезд на Байкало-Амурской магистрали на линии Бамовская – Тында. Он появился не так давно, в 2018 году. Прекрасно, что живёт память о первопроходцах, тех, кто не увидел БАМ воплощённым, но многое сделал для того, чтобы мечта о трассе, проложенной там, где до изыскателей не проходила нога человека, стала реальностью.


Обсудить в группе Telegram

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • История о ленинградцах, которые жили не для себя

    10.05.2025
  • «Они смотрят на нас с небес...»

    10.05.2025
  • Помнить всё, что было не с нами

    10.05.2025
  • Победа в сердце моём

    10.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • Супермен Страны Советов

    41 голосов
  • Проект века

    38 голосов
  • Песни магистрали

    37 голосов
  • Маховик разрухи замер…

    34 голосов
  • Фронтовая теплушка

    30 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS