Надежда Тэффи. В стране воспоминаний: рассказы и фельетоны. 1917–1919. – СПб.: Пальмира, 2023. – Тираж без объявл.
Надежда Александровна Тэффи (1872–1952), известная по большей части как автор невероятно обаятельной юмористической прозы, прожила долгую и, сколько можно понять, счастливую творческую жизнь: была невероятно популярна и в дореволюционной России, и в эмиграции, более тридцати книг – рассказы и фельетоны, стихи, пьесы, том «Воспоминаний» и мемуарные очерки. Меж тем в книги, к составлению которых юмористка относилась весьма и весьма серьёзно, вошла весьма небольшая часть опубликованных ею текстов. Многие из них так и остались на страницах газет-журналов-альманахов и других изданий. Что не всегда справедливо.
Первая попытка собрать тексты Тэффи в периодике 1917–1919 годов – главным образом московской и петроградской, была предпринята петербургским издательством «Азбука» в 2003 году в сборнике «Контрреволюционная буква», спустя восемь лет эта книга была переиздана в Киеве (LP MEDIA, 2011) под названием «В стране воспоминаний» – с добавлением рассказов и фельетонов, найденных в киевских газетах украинским историком Михаилом Рыбаковым.
И вот сборник «В стране воспоминаний» выпущен петербургским издательством «Пальмира» – семь десятков рассказов, опубликованных в петроградских, московских, киевских, одесских изданиях, – публичный дневник российского интеллигента, оказавшегося в эпицентре политических и общественных метаморфоз: революция, которая, по воспоминаниям друзей, поразила Тэффи прежде всего крайней бестолковщиной; Гражданская война, бегство из большевистского Петрограда на Украину, попытки выжить; исчерпывающие объяснения, почему не уехать было для нее невозможно – например, в эссе «На скале Гергесинской» (1919).
Юмор, как известно, это про здесь и сейчас, для него контекст важнее текста; обычно юмор устаревает стремительно. А произведения Тэффи, в том числе написанные в 1917–1919 годах, и сегодня живы.
Сергей Князев