Проблема популяризации чтения – больная тема не только для преподавателей, но и для писателей. Литератор Алла Валько размышляет о возможности примирить бумажную книгу и гаджеты и о том, что помогает автору найти свой путь к читателю.
– Алла, вы давно состоялись в сфере, далёкой от литературного творчества, став кандидатом технических наук. Однако, примерив на себя роль писателя, завоевали на этом поприще множество наград. Что послужило причиной такой кардинальной смены интересов?
– Смена моих интересов произошла достаточно закономерно. На работе я решала серьёзные задачи для отечественного авиаприборостроения. Выйдя на пенсию, почувствовала в душе пустоту. Жаркое лето 2010 года принесло мне столько впечатлений, что я загорелась желанием описать все произошедшие со мной события. Так появился мой первый рассказ. В начале 2010-х на курсах повышения писательского мастерства при МГО СПР, давая оценку моей зачётной работе, Максим Замшев посоветовал мне избавляться от штампов. Этим советом я руководствовалась в своей дальнейшей творческой деятельности. В 2014 году, вручая мне билет члена Российского союза писателей, Дмитрий Кравчук представил меня собравшимся как публициста. Так я узнала, в каком жанре я работаю. Мне нравится процесс творчества, и теперь я уже не представляю без него своей жизни.
– В течение вот уже многих лет и российская, и мировая статистика отмечает, что интерес к чтению у людей неуклонно падает. По вашему мнению, какие обстоятельства спровоцировали регресс и какими способами можно придать этой динамике положительное направление?
– У читателей, живущих в России, интерес к печатной книге в последние десятилетия действительно снизился по сравнению с советским периодом. Я не склонна фетишизировать этот период, но то, что повышение уровня образования в СССР было государственной политикой, не подлежит сомнению. В школах культивировалась любовь к книге, которую выпускники сохраняли на всю жизнь. Идея чтения владела массами. Книги были доступны по цене, и простой инженер мог позволить себе покупать книги и журналы. Было также время, когда книг катастрофически не хватало, и тем ценнее становилась каждая добытая и прочитанная книга.
До XXI века не было массового использования компьютеров, социальных сетей, мобильных телефонов и электронных игр, поэтому люди уделяли больше внимания чтению. В современном мире сменились также их жизненные приоритеты: во главу угла поставлено материальное благополучие, потребовавшее дополнительного заработка, что дополнительно сократило время для чтения.
Изменились привычки чтения. Набирают популярность аудиокниги, видео, подкасты и электронные книги. Гаджеты стали спасением для родителей, которые могут заниматься своими делами, предоставляя ребёнку телефон с играми.
Интерес к современным средствам получения информации невозможно уменьшить. Поэтому, чтобы повысить интерес к чтению, нужно сделать его модным. Родителям стоит пересмотреть приоритеты в воспитании детей. Красивые книжки с поражающим воображение ребёнка текстом и яркими иллюстрациями должны остаться в их памяти на всю жизнь. Сначала книга, потом мобильный телефон.
С родителями и школьниками нужно проводить беседы о пользе чтения: оно развивает воображение и образное мышление, отвлекает от повседневных проблем, способствует укреплению памяти и логического мышления, обогащает словарный запас, развивает способность сопереживать, повышает толерантность.
Необходимо также дать более широкую дорогу книгам, поднимающим острые проблемы и содержащим критику недостатков действий власти и общественных организаций. Вряд ли интересно читать про всеобщее благополучие, если повседневная жизнь выглядит далеко не безоблачной.
Считаю эффективным организацию встреч читателей с авторами в районных библиотеках. Непосредственное общение автора с жителями района приводит практически к стопроцентным продажам.
– Какие препятствия вам как автору приходится преодолевать в последнее время на пути к своей книге, к своему читателю?
– Иногда трудности начинаются с поиска издательства, которое согласилось бы напечатать мою книгу, содержащую хоть малейший намёк на критику внутренней и внешней политики власти, хотя без критики нет движения общества вперёд.
Меня удивляет разброс в ценах на издание книги в разных издательствах. Найти более дешёвое издательство при прочих равных условиях весьма трудно. Издание книги в дорогом издательстве делает книгу недоступной для покупателя.
Неоправданно дорого стоят рекламные рецензии на книги. Новостные каналы ограничиваются лишь краткой информацией, поэтому стоимость публикации должна быть существенно ниже запрашиваемой.
Книги не покупаются, несмотря на широкую рекламу и низкие цены. Размещение отзыва на мою книгу на 24 новостных площадках не повлияло на рост продаж.
Можно было бы дарить книги библиотекам, но они часто избавляются от них, не имея достаточно больших площадей для их хранения.
– На ваш взгляд, существование цифровых технологий, электронных книг, соцсетей вытесняет такой социокультурный феномен, как чтение, или же модернизирует его?
– Существование цифровых технологий, электронных книг и соцсетей, с одной стороны, вытесняет чтение бумажных книг, а с другой – модернизирует его. Сейчас, например, появились программы для вёрстки книг, позволяющие в автоматическом режиме контролировать многие процессы книгоиздания.
Обмен мнениями пользователей соцсетей о прочитанных книгах позволяет выяснить предпочтения читателей в отношении их тематики и исследовать критические замечания по поводу прочитанного.
Появление электронных книг – явление прогрессивное и полезное, так как электронная книга облегчает читателю доступ к книге благодаря её дешевизне. Вместе с тем сейчас нередко появляются электронные книги с орфографическими ошибками, что обусловлено возможностью размещать их в интернете самостоятельно, без профессиональной корректуры.
Беседу вела, Алексия Сандрин