С точки зрения журналиста, Гоголь как раз был прежде всего гениальным репортёром! Все мнения предыдущих поколений критиков, утверждавших, что русский писатель обладал потрясающим полётом фантазии и что он выдумщик-сатирик, я бы в этом смысле подверг ревизии. Совершенно наоборот! Гоголь ничего не выдумывал, а с фотографической точностью отражал реалии, его окружавшие! Его «Вечера на хуторе…» не что иное, как беллетристически обработанный фольклор. Ведь известно, что все эти мистические истории Николеньке подкинула его маменька. Которую он слёзно просил выслать из диканьского имения Гоголевых-Яновских ему в Петербург описания местных легенд, преданий и просто сказки. И она охотно и в большом количестве писала ему письма «в тему»… Ну а гоголевские «Мёртвые души»? Идею подсказал Пушкин, а всю галерею романических портретов… Гоголь прожил, получая первоначальное образование, в Полтаве всего два года (1818–1819). Потом проучился несколько лет в не менее провинциальной Нежинской гимназии (где, говорят, не блистал успехами в учёбе, зато поражал учителей своей цепкой памятью). Так вот, автор этих строк может поручиться, что сто процентов своих великолепных и будто бы даже несколько карикатурных, утрированных и вычурных персонажей Гоголь «списал» со здешней «малороссийской натуры»!
Сколько раз я ловил себя на том, что в этом вот полтавском бизнесмене я вижу «инкарнированного» Чичикова!
А все эти маниловы, тяпкины-ляпкины, хлестаковы – это типажи не просто российские или украинские! А сугубо местные, поверьте мне, матёрому уже полтавскому журналисту, свой родной народец видавшему-перевидавшему! Никаких преувеличений и никакой отсебятины в описании героев «Мёртвых душ» не вижу. Вот, например, бывший городской полтавский голова Анатолий Кукоба (кстати, фамилия нашего отставного градоначальника, дай бог ему здоровья, означает «кулак, куркуль»). Так это же вылитый Собакевич! Прекрасный, упорный хозяйственник, трудяга и эконом! А внешне, по темпераменту он даже похож – по замечанию тогдашнего посла Франции на Украине Доминика Шоссара, свидетелем которого я был лично, – на гениального актёра Жана Габена. И это усиливает – да не обидится любимый народом нашим Тихонович – сходство с персонажем классика! Ну и если взять, к примеру, полтавских прокуроров, со многими из которых я по роду службы был знаком. Да это же милейшие люди! Лучшие в городе! Хоть, конечно же, и они… не без изъяна.
Жаль, что во времена Николая Васильевича не было столь развитых СМИ – наверняка он сделал бы карьеру на всю страну как телеведущий или всемирно известный газетный комментатор.
, ПОЛТАВА