Дар Лолы Звонарёвой – собирать и соединять людей Слова. Скрепы такого содружества – всего лишь знакомство. Но вот что замечательно! Политическая несовместимость, несовместимость художественных воззрений в среде, создаваемой Лолой Уткировной, погасают, по крайней мере, не мешают жить, делать общее дело.
Уже четверть столетия как уничтожено писательское единство России. Безобразный раздрай вынес на поверхность приспособленцев. Делили собственность союзов: СССР, республик, Литфонда. Получив руководящие посты, захватывали дачи Переделкина. Издавали на деньги государства собрания собственных сочинений. И, разумеется, делали визиты в писательские общества соседних государств и за тридевять земель. Представляли собой творческую Россию.
Литература русского народа (русские писатели – Вселенная) всегда совесть эпохи. И ещё это литература победителей! Не только хазар, Золотой Орды, Наполеона и всей Европы во главе с Гитлером. Русская литература – Слово. И, стало быть, это не зарабатывание пропитания или мировой известности, но служение Творцу. По сути своей истинный русский писатель в отпущенный ему век занят со-творением Души, справедливой жизни, справедливого для всех государства. И вот наша с вами власть уничтожает саму профессию – писатель! Писателю не платят, писатели издают книги за свой счёт, а гордые поэты ходят по электричкам, торгуя сборниками.
На книжных ярмарках товара пока что много, но книги дороговизной народу недоступны.
Идёт постоянное упорное уничтожение самой литературы. Закрыты сельские детские библиотеки, слиты с библиотеками взрослыми в городах, в областных центрах. Закрыты книжные магазины. Подменена остерами детская литература, превращённая в хихиканье, учащая детей презирать героев, сказочных богатырей. Историю народа и государства эта новая литература толкует как анекдот.
Лола Звонарёва вроде бы не воин. Не объявляет себя защитником русского языка и письменности. Делает своё частное дело, собирает писателей для дружеского творческого общения.
В этих встречах и поездках открываешь ты, открывают тебя. Писателей Лола собирает со всей страны: с Урала, Сибири, Дальнего Востока. И ещё со всей планеты Земля.
С Лолой мы – одно: русская литература, литература XXI века. И мы сохраняем нашу привязанность. Следим за творчеством друг друга. По возможности помогаем друг другу. Прежде всего печататься.
В Вене я познакомился с русским поэтом Еленой Пиетиляйнен. Она – главный редактор журнала «Север». Я теперь верный автор этого самобытного, чтящего слово и саму художественность журнала.
Государство вряд ли хоть как-то отметит неустанную работу Лолы Звонарёвой по формированию писательского содружества, международной пропаганде наших писателей в Европе и Америке.
Там же, в Вене, где проводились литературные фестивали и для материковой России, и для всей русской эмиграции, я обрёл дружбу поэта Бэлы Йордан. Бэла из тех сочинителей, творчество которых становится духовным портретом времени.
Лола Звонарёва приглашает на «Чтения» и очень известных писателей, и только начинающих свою жизнь в литературе. Один из самых значительных критиков СССР и современной России Андрей Михайлович Турков был всем нам другом. Он никого не поучал, но учительство его, прошедшего войну, пережившего весь калейдоскоп режимов нашего державного государства, – само по себе наука. Наука преданности Слову и Совести.
Быть с Лолой Звонарёвой – не подвиг, не акция. Это всего лишь радостная жизнь в Сопоте, в Варне, в Доме Булгакова в Москве. Жизнь на всех этих «Чтениях» – интеллектуальное пиршество. А над твоей головой шпили и красные крыши Гданьска, дивные храмы Рязани, а то и ликующие реликтовые сосны и ели Аляски.
На Аляску нас привела дружба с Жанной Лельчук. Вокруг нашего судёнышка плавали по кругу киты по дороге в старообрядческий Николаевск.
Мы видели медведя, оленей, зубров. Но мы – не туристы. Выступали перед школьниками, перед преподавателями университетов, а романист Жанна Лельчук, живущая в стольном граде Аляски, нашла своё призвание и в детской литературе.
Скажу о себе. Участие в десантах Лолы Звонарёвой вырвало меня из одиночества. Появились замечательные друзья. В Калининграде это – Борис Бартфельд, Нина Петровна Перетяка, редактор журнала «Мурр» Тамара Тихонова, удивительно талантливый поэт Валентина Соловьёва, писатели, педагоги, учёные. В Екатеринбурге – Александр Кердан и Арсен Титов. В Москве – сказочница и романист Маргарита Сосницкая, поэты Ольга Харламова и Юрий Баранов. Моим другом стала Рээт Куду из Эстонии. Она тоже пишет романы и сказки.
Дружба с Лолой Звонарёвой бесценна. В Москве Лола Уткировна преподаёт в вузе. Она доктор исторических наук, но ведёт и детские литературные кружки, активно участвует в работе Союза писателей Москвы, где избрана секретарём.
В соавторстве с Лидией Кудрявцевой Лола Звонарёва издала книгу о художниках – иллюстраторах Андерсена. Книгу о Герра.
У неё есть ученики. Лучшая учёба – соавторство. Так появилась книга о Симеоне Полоцком. Авторы – Лола Звонарёва и Даниил Марков, её аспирант. В томе – их вступительная статья и стихи первого в русской литературе поэта, жившего в XVII веке, воспитателя детей царя Алексея Михайловича. И тут надо вспомнить: царевна Софья и царь Фёдор Алексеевич писали стихи. Произведения, включённые в книгу, прокомментированы. Тексты переводов выверены, уточнены. Так что такое издание – труд учёных.
Лола Уткировна начала свою учёную деятельность с работы именно о Симеоне Полоцком. «Железный век» – стихи из этого сборника.
Верно век четвёртый
Зовётся железным,
Ибо в нём зло всякое
Изобретено.
Всюду море бушует
И огонь возжигают,
Не добродетель добродетельствует,
Зло добро свергает.
Не стало больше правды,
Не стало набожности,
Остались алчность, измены,
Насилие, злоба.
Стихи сложены поэтом 400 лет назад, но каждая строка словно бы о нашем времени.