Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 октября 2014 г.
  4. № 38 (6480) (01.10.2014)
Человек

Соблазны третьего возраста

01 октября 2014

Хилари Бойд. Четверги в парке / Пер. с англ. – М.: Библос, 2015. – 400 с. – 2000 экз.

Хилари Бойд называют родоночальницей жанра «gran-lit» (литературы для бабушек). Свой первый роман, «Четверги в парке», она опубликовала в 62 года, и её героине почти столько же. Через несколько недель Джини исполнится шестьдесят. Чем ближе эта дата, тем чаще муж, а затем и дочь с зятем напоминают ей о возрасте, намекая, что жизнь кончена, она должна бросить работу, продать магазин, перехать из Лондона в деревню и полностью посвятить себя заботам о внучке и муже.

Она любит внучку. Да и мужа, несмотря ни на что, тоже. Десять лет назад, после двадцати двух лет совместной жизни, он вдруг вскочил с супружеского ложа, как «будто по простыне прополз скорпион», и со словами «Я так больше не могу» перебрался в гостевую спальню. Поначалу она умоляла его объяснить, что случилось, искала причину в возможной сопернице, в себе, потом сдалась.

Муж наотрез отказывался касаться этой темы, он по-прежнему был внимателен, даже более внимателен, чем раньше, но его забота и особенно стремление контролировать каждый её шаг раздражали всё чаще. «В твоём возрасте», «скоро ты начнёшь уставать», «выйдешь на пенсию», «старушка», «в твои годы уже нельзя»...

Чего нельзя? Она не чувствовала себя старой. Злилась на мужа и старалась больше времени проводить вне дома. И однажды во время прогулки с внучкой в парке... Понятно, что произошло в парке. Она познакомилась с другим мужчиной, сильным, сексуальным, умеющим слушать и, как ей кажется, понимающим её, и вся налаженная, размеренная жизнь полетела в тартарары.

Женские образы в романе получились очень убедительными, мужские – скорее схема. Зять, воспитанный без отца деспотичной матерью, получивший в детстве глубокую психологическую травму и потому нервный и эгоистичный; обаятельный муж, также получивший в детстве психологическую травму, которая сказалась вдруг, когда он далеко перешагнул за пятидесятилетний рубеж. Журналистка Хилари Бойд написала несколько книг о депрессии и проблемах приёмных родителей, много лет вела в Daily Express колонку «Разум, тело и дух», видимо, отсюда и превратившаяся сегодня в штамп попытка психоанализа «по Фрейду».

Мужчина, встретившийся героине в парке и по сути разрушивший её брак, выписан ещё более схематично. Это характерно для женской прозы, а здесь, пожалуй, и неважно. Роман не о нём – о ней. О её сомнениях и метаниях, о страхе сделать больно мужу, с которым прожила целую жизнь, потерять дочь, уверенную, что любовь в шестьдесят – это блажь, стать посмешищем для и так не понимающего её зятя. О несогласии со своим возрастом, наконец, обозначенным в паспорте.

Возможно, это и «литература для бабушек», но прочесть роман стоит и их взрослым детям. Особенно в России, где женщина выходит на пенсию в пятьдесят пять. Может быть, тогда они поймут, почему их матери не соглашаются только на роль нянек для внуков, не коротают свои дни на лавочках и не довольствуются грядками и кастрюлями. Конечно, от возраста не убежишь, но чем меньше осталось, тем сильнее хочется жить.


P.S. Кстати, «бабушки», видимо, очень благодарные читатели. Книга переведена на двадцать языков, только в Великобритании продано более ста тысяч экземпляров.

Тэги:
Обсудить в группе Telegram

Людмила Мазурова

Начинала корреспондентом в тырныаузской (Кабард... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Любовь – лучшая защита

    28.05.2025
  • Злой не имеет будущего

    07.05.2025
  • Превратности судьбы

    14.03.2025
  • Обратная сторона и страха, и любви

    05.03.2025
  • Ещё раз о понаехавших

    24.11.2024
  • Отрезанный ломоть,

    549 голосов
  • Химера свободы

    119 голосов
  • «Я воюю против клеветы»

    105 голосов
  • Юрий Пивоваров: «Наукой я тоже никогда не занимался»

    90 голосов
  • Поколение одной кнопки

    72 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS