Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Соблазнять ли малых сих?

01 января 2007

ДНЕВНИК УЧИТЕЛЯ

Инна КАБЫШ

Наша жизнь становится всё более рациональной. Многое из неё уже кануло в Лету, оставшись только в нашей памяти: коляски с младенцами возле магазинов, дома без кодовых замков, школы без охранников.
Кстати, о школе.
Школа не может отличаться от жизни за её пределами как часть не может отличаться от целого.
Школа тоже – день ото дня – становится рациональнее.
Уже загнаны в ЕГЭ все предметы (кроме тех, как шутят учителя, которые на три буквы: ОБЖ и МХК), а значит, теперь у выпускников не будет традиционных экзаменов (первым из которых по праву шло сочинение) и всего, что с ними связано: волнения, цветов, застолий.
Впрочем, волнение наверняка останется, просто будет оно другое – не праздничное. Всё-таки экзамен, как говорил герой одного старого фильма, «это всегда праздник».
(Оказалось, что это праздник, который не всегда с нами.)
Но, как говорится, се ля ви.
И вот новая напасть.
Сверху брошен клич: во что бы то ни стало организовать вторую половину дня  школьников. Это значит, что учителя должны постараться всеми силами продлить пребывание ребёнка в школе.
«Соблазняйте, обольщайте ребёнка, – вменяли нам на недавнем педсовете, – но привлеките его в кружок или секцию».
Несколько синонимичных кружков (например, литературных) должны объединиться – такое объединение будет носить название «модуль», – модули, в свою очередь, тоже могут объединяться между собой (например, литературный и туристический – с целью организовать поход… ну хоть в Переделкино) – это будет называться…
– Бинарный модуль! – радостно пискнула молодая учительница с первой парты.
– Умница! – похвалил её учёный муж, представлявший нам это ноу-хау от педагогики. Электив, модуль, бинарный модуль…
Впрочем, как гласит русская пословица, хоть горшком назови, только в печь не ставь.
Дело не в наукообразном названии, а в сути.
А суть дела – загнать в некие формы свободное время детей, как уже загнали в них экзамены.
Но, согласитесь: между экзаменом и досугом – дистанция огромного размера…
Вспоминаю своё «босоногое» дет-ство.
Нас не нужно было «соблазнять и обольщать»: во второй половине дня мы и так торчали в школе, переходя из кружка в кружок. Почему? Ответ простой: нам некуда было пойти. За пределами школы простиралось, фигурально выражаясь, дикое поле.
Только позднее, когда мама вышла замуж и мы переехали в Москву, у меня появилась альтернатива: Дом пионеров.
Но это было в прошлом веке.
С тех пор наша страна пережила революцию. Эта революция, которую мы назвали перестройкой, принесла много горя, но, положа руку на сердце, и много хорошего.
В числе последнего – многообразие форм досуга. И, кстати, отнюдь не только детей, но в первую очередь взрослых.
Современный человек в свободное время занимается аквааэробикой, дайвингом, горными лыжами, скалолазанием… да мало ли чем!
Дети – эти современные человеки – с последним звонком буквально бегут из школы: им нужно успеть в спортшколу, фитнес-клуб, в манеж…
Я смотрю на них с радостью: они бегут к профессионалам, которые умеют то, чего не умею я, а значит, жизнь их становится интереснее, полнее.
Скажите на милость, зачем я буду насильно удерживать детей в школе (даже самой любимой) во второй половине дня? Ведь, кроме всего прочего, всё приедается: класс, доска, учитель (даже самый лучший).
Пусть дети отдохнут от привычных интерьеров и лиц, пусть испытают новые ощущения, приобретут новый опыт.
(Между прочим, я сама в этом году начала заниматься верховой ездой и кроме синяков и мозолей на непривычных местах приобрела новое понимание до боли известных сюжетов: мне стали роднее Холстомер и Фру-Фру, конкретным смыслом наполнились слова «на рысях», «иноходь», «галоп», я острее прочувствовала сон Раскольникова и смерть Пети Ростова.)
Придирчивый читатель может возразить: сама сетовала на всё большую рационализацию жизни, а ведь убегающий  (в кружок, секцию, в клуб) ребёнок – существо очевидно менее патриархальное, чем  проводящий в школе весь день (и все дни). Может, отчасти это и так. Но я совсем не уверена, что охваченный «бинарным модулем» ребёнок будет больше привязан к родной школе (скорее, наоборот). Так что рациональность рациональности рознь.
А «бинарные модули», на мой взгляд, идут против жизни, как всякое «обольщение и соблазнение» со времён Адама и Евы.

Обсудить в группе Telegram

Инна Кабыш

Инна Александровна Кабыш (род. 28 января 1... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS