XIII Зимний международный фестиваль искусств Юрия Башмета в Сочи завершился в День защитника Отечества мировыми премьерами сочинений современных композиторов: «Этуаль» Оскара Бьянки для электрогитары и симфонического оркестра, оркестровым опусом «Узу» Тосио Хосокавы и Первой симфонией Николы Кампогранде. Во вдохновенном исполнении Всероссийского юношеского симфонического оркестра под управлением маэстро Башмета в этот вечер в Зимнем театре также прозвучали шедевры Россини, Дворжака, Равеля, Бруха, Сарасате, Глинки, а ещё Концерт для маримбы, ударных и оркестра Небойши Живковича, впервые исполненный в 2019 году в Москве.
Не зарастёт народная тропа!
Полифония культур, жанров, эпох и стилей, положенная Юрием Абрамовичем в основу фестивальной модели, и огромный интерес к ней спровоцировали в этом году расширение орбиты зимнего праздника искусств. Своеобразной прелюдией к фестивалю в Сочи стал фестиваль в Москве. Две разные грандиозные программы объединяла московско-сочинская премьера хоровой оперы Александра Чайковского «Сказ о Борисе и Глебе». Причём в обозримом будущем и при надлежащей поддержке властей предержащих – под эгидой идеи единения народов в контексте государственной национальной политики – формула «Сочи плюс...» вполне могла бы включить и Санкт-Петербург, и крупные региональные центры. В современной России собственная Зимняя культурная олимпиада имени легендарного альтиста – отнюдь не миф!
А пока на пресс-конференции в Сочи артистический директор фестиваля впервые за десять лет сообщил о достижении взаимопонимания с руководством летней столицы – новым мэром Алексеем Копайгородским. Как ни странно, но до сих пор гениальное детище Башмета существовало в черноморской здравнице на правах нелюбимого пасынка: не благодаря, а, скорее, вопреки муниципалитету.
И сочинский градоначальник, покинувший в сентябре прошлого года свой пост, вошёл в историю как человек, который не держит слово: почти ежегодно со сцены Зимнего театра «в благодарность за Олимпиаду» он с завидной настойчивостью обещал маэстро звание «Почётный гражданин города-курорта Сочи», однако так и не присвоил. Хотя успел «воздать по заслугам» и Константину Эрнсту, и Александру Маслякову. Для самого же Юрия Абрамовича, безусловно, повлиявшего сочинскими системными мегапроектами на положительное решение МОК о статусе олимпийской столицы (в Древней Греции и позднее бароном Пьером де Кубертеном искусству и культуре в Играх отводилась огромная роль), формальное признание очевидного вклада в развитие курорта, скорее всего, не так уж и важно. Башмет воздвиг себе здесь нерукотворный памятник – не чета бронзовому изваянию «Рыжего» из «Иванушек International». И даже мемориальная доска на фасаде Зимнего театра, как в случае с Иосифом Кобзоном, необязательна. Что может быть выше подлинной любви сочинцев, аншлагов и оваций?!
Фестивальные «грани»
Вот и очередной фестиваль подарил местным жителям и гостям – некоторые поклонники классического и современного искусства специально приезжают из разных городов и стран – незабываемые впечатления от громких премьер, захватывающих театральных постановок, изысканных музыкальных программ. Спасибо Государственному симфоническому оркестру «Новая Россия», камерному ансамблю «Солисты Москвы», итальянскому барочному коллективу «La Magnifica Comunita» с солисткой Раффаэлле Миланези (меццо-сопрано), актёрам Константину Хабенскому, Евгению Миронову, Андрею Мерзликину, Алике Смеховой и многим другим, включая Российский академический молодёжный театр.
Состоялся гала-концерт оперных звёзд «Итальянское бельканто» в рамках международного проекта «Опера – за мир», Турнир поэтов, камерный 4-концертный «Бетховен-марафон», а также этнический, джазовый, балетный вечера с участием виртуоза чудо-арфы Соны Йобартех (Гамбия), «Кристиан Сандс Трио» (США), прима-балерины Лондонского королевского балета Натальи Осиповой и лауреата «Critics’ Circle National Dance Award» Джонатана Годдара (Великобритания).
Основную фестивальную программу дополнил лекторий о музыке, живописи, литературе, театре, проходивший в Художественном музее, Органном зале и отеле «Жемчужина», лаборатория видеоарта и серия значимых выставок в Зимнем театре, мастер-классы и концерты Международной музыкальной академии для одарённой молодёжи и детей, Школа молодых журналистов, пишущих о культуре, Международный конкурс молодых композиторов и Международная конференция-выставка «Академическое искусство – новый мир, новые вызовы»... О каждой из этих и прочих развлекательно-познавательных, образовательных, научных, менеджерских «граней» сочинского форума искусств можно писать книги. Проект настолько масштабен, многообразен и на любой вкус, что способен вызвать оторопь и затруднение с выбором заинтересовавших программ или событий (многие проходят одновременно).
Классики и современники
– Одной из изюминок-экспериментов в этом году, – рассказывает генеральный директор «Русского концертного агентства» Дмитрий Гринченко, – стал документальный спектакль, созданный на основе невыдуманных историй из жизни женщин, проживающих в Сочи. Пьеса построена на интервью реальных людей: и эмоциональна, и актуальна, и вне времени! Я уже не говорю о неподдельном любопытстве сочинцев в зале, принявшихся вычислять, знакомы ли они с героинями лично...
Моноспектакль Евгения Миронова «Ван Гог. Письма брату» в музыкальной оправе ансамбля «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета приоткрыл завесу тайны над жизнью гения. В личной переписке – описание творческого процесса и проникновение в глубины искусства, взлёты и падения, тоска и отчаяние, страдания и надежды, любовь и диалоги с самим собой, с миром, с Богом... Актёру и музыкантам удалось создать живой эмоционально-психологический образ, не менее явственный, чем сферические необъятные пространства в колоритных полотнах, проецировавшихся в ходе спектакля на задник.
Об иллюзорности
В основе хоровой оперы «Сказ о Борисе и Глебе, братьях их Ярославе Мудром и Святополке Окаянном, о лихих разбойниках и добром народе русском» – хорошо известная трагическая история покровителей Русской земли и «небесных помощников» русских князей (их партии, потусторонние «голоса совести», исполнили контратеноры Владимир Магомадов и Олег Рябец). Вещь, конечно, патриотическая и монументальная! И всё же, и всё же... Если в сценарии Михаила Дурненкова, очевидно, «светило солнце» XI века, то постановка Павла Сафонова была погружена в «аудиотуман» давно минувших лет, преданий старины глубокой.
В неразборчивом многоголосье хоровых коллективов Московской консерватории, РАМ имени Гнесиных, Центрального пограничного ансамбля ФСБ РФ, Тулы, Нижнего Новгорода, Абхазии (каждый хор, по замыслу композитора, олицетворял самостоятельный персонаж) и «половецких плясках» Пластического театра Алишера Хасанова «Мим-оркестр» не хватало истории как таковой. Зато чётко прорисовывался образ старшего брата мучеников-страстотерпцев Ярослава Мудрого в исполнении Андрея Мерзликина, хотя бы он внятно произносил каждую фразу, по которой и приходилось угадывать смысл происходящего.
А ведь одна из идей оперы, по словам Александра Чайковского, заключалась в том, что «народ не понимает своего руководителя, руководитель – свой народ». Народ в зале Зимнего театра руководителя, вещавшего со сцены, понимал. Плюс партию альта у Юрия Башмета как воплощение рока... Да, современное искусство – штука не всегда реалистичная: мистерия и синтез искусств, зато даёт возможность одновременно в постановке увидеть и услышать около 200 человек, включая симфонический оркестр «Новая Россия»!
Эксперименты не возбраняются
Обладателем первой премии VI Международного конкурса молодых композиторов, посвящённого памяти Альфреда Шнитке, Святослава Рихтера и проходившего в рамках Зимнего фестиваля искусств, стал Илья Марфин за квинтет для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели. Вторую премию получил Кирилл Архипов за фортепианное трио «Work of Time». Третью премию разделили между собой Као Динь Тханг из Вьетнама за фортепианный квартет «Временная линия» и россиянка Вера Петрова за фортепианный квартет.
Награды им вручили в Концертном зале органной и камерной музыки имени Алисы Дебольской, где тут же в исполнении музыкантов «Новой России» прозвучали произведения победителей. В жюри конкурса входили Александр Чайковский, Юрий Башмет, Кшиштоф Мейер, Патрик де Клерк и другие ведущие представители современного композиторского искусства.
Далеко не все сочинения новых композиторов или художников, признаётся маэстро Башмет, вызывают симпатию:
– Помню, мы как-то исполняли музыку на специально расстроенном по частотам инструменте: нужно полчаса, чтобы так настроить или расстроить оркестр. А в итоге – дикая фальшь, хотя и системная! Не думаю, что будущее музыки и искусства связано с таким направлением, но эксперименты не возбраняются. Мы на одном новогоднем концерте вместе с Ростроповичем исполняли произведения Шнитке, так вот из зала нам кричали «бу-у-у!» – ждали Штрауса и польки. Новаторство и поиск необходимы, но массовый вкус, его тягу к гармонии и простоте формируют классические каноны, иногда бессознательно! Наш Зимний фестиваль – лишний тому пример.
Виктор Терентьев,
Сочи