Виктор Терентьев
Фото – пресс-службы кинофестиваля
После скоропостижной кончины «Кинотавра» кинофестивальные эксперименты Сочи с киноиндустрией вызывают, как правило, слёзы: радости, умиления, светлой грусти... Был, к примеру, опыт проведения кинофорума, вызывавшего вопросы уже на уровне идеи – пытавшегося создать мост дружбы между Россией и Великобританией, и это при том, что наши государства исторически не испытывали друг к другу особой симпатии. А тут вдруг под эгидой мэрии вчерашней олимпийской столицы «олимпийский мэр» лично благословил удивительный проект, не укрепивший в итоге ни британско-российскую дружбу, не оставивший яркий след в киноискусстве, хотя, безусловно, ставший притчей во языцех – смотрите публикацию «ЛГ» на эту тему: https://lgz.ru/article/most-druzhby-s-britaniey-071223100225/.
Зато через несколько лет после канувшего в... Чёрном море (?) «кинопротокола о намерениях made in Great Britain» практически та же фестивальная команда примерно по тем же лекалам скроит новое масштабное медиасобытие, на этот раз с евразийским уклоном.
СМЫСЛ И ОРИЕНТИРЫ

С 6 по 13 июня в сочинском Летнем театре парка имени Фрунзе АНО «Евразия» и Евразийская молодёжная ассоциация кинематографистов провели Международный кинофестиваль «Евразия-кинофест», собравший 350 кинематографистов из 26 стран: от Бразилии и ЮАР до Монголии и Сербии. Из 90 представленных в конкурсной программе полнометражных, короткометражных, документальных картин 45 в России демонстрировались впервые. Причём вход на все кинопоказы был свободный – с условием предварительной регистрации на фестивальном сайте.




И хоть в Сочи евразийский праздник кино состоялся впервые, его порядковый номер – два, так как первый стартовал в Москве в октябре 2024 года под патронажем кинорежиссёра, сценариста, продюсера и телеведущего Тиграна Кеосаяна, подчёркивавшего:
– Любой фестиваль – площадка для того, чтобы тебя узнали. И если ты талантлив, если выбираешь правильный способ самореализации, то получаешь возможность работать дальше… Главная задача «Евразии» и «Евразия-кинофеста» – в том, чтобы мы снова ощутили себя интересными друг другу. Мы почти четверть века живём в новом мире. Нам нужно снова узнавать друг друга.
Новый фильм Кеосаяна «Семь дней Петра Семёныча», презентованный в апреле на Московском кинофестивале и с успехом показанный на сочинском, по словам супруги режиссёра Маргариты Симоньян, – «про человека, про нас, про взрослый возраст, про старый Адлер». Президент нынешнего «Евразия-кинофеста» – российский и узбекский режиссёр, актёр, сценарист и продюсер Джаник Файзиев – развил мысль предшественника:
– Кино – это территория, где можно быть разными, но при этом слышать друг друга. Именно в этом его невероятная сила. Мы живём в мире, где всё больше людей ищут смысл и ориентиры, и кино помогает находить общее: через личные истории, эмоции, переживания... Мы все надеемся, что Тигран к нам вернётся, «Евразия» – его детище, его идея совместного путешествия в культуру друг друга, чтобы понять и увидеть самое главное, общечеловеческое, то, ради чего делается кино.

Председатель совета АНО «Евразия» и первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по просвещению Алёна Аршинова отмечает, что во втором фестивале участников вдвое больше, чем в первом. А так как во всех уголках Евразии актуальны одни те же простые истины и приоритеты (семья, чувство собственного достоинства, уважение к своим корням), запрос на диалог через культуру – сильнее. Формирующееся общее евразийское кинопространство укрепляет культурные связи, продвигая через искусство традиционные ценности.
Член попечительского совета АНО «Евразия» и вице-спикер Госдумы Борис Чернышов солидарен с коллегой:
– Наше единство держится на исторической памяти и общем культурном коде. Отрадно видеть, как молодые кинематографисты с искренним личным отношением к истории участвуют в наших инициативах, снимая свои первые фильмы о Великой Отечественной войне под эгидой «Лаборатории кино» движения «Победа 9/45».
Идейно-концептуальный и идеологический фундамент «Евразии-кинофеста» соответствует требованиям времени, а состязательная площадка для премьер стала ещё и важной образовательно-профессиональной платформой с деловыми модулями, панельными дискуссиями на актуальные темы, мастер-классами, круглыми столами, питчингами, ретроспективами, специальными показами, концертами, творческими встречами.
Особое внимание организаторы уделили молодым деятелям фабрики грёз. К примеру, репортажи, монологи и диалоги фестивального видеоресурса – канала «Экран» – напоминали выпуски «Пионерской зорьки», в которых статусные спикеры из числа «лиц кино», вопреки идиоматическому выражению о слоне в посудной лавке, умудрялись... не плюнуть в вечность. А одна из строгих фестивальных судей сочла необходимым заявить: «Пара слов ребятам из Евразийской молодёжной киноассоциации... Она только-только появилась (два-три месяца назад), но некоторые работы её членов уже вошли в одну из конкурсных программ... Работы пока демонстрируют отсутствие опыта, в том числе человеческого и профессионального. Чувствуется недостаток образования... Давайте вначале всё-таки учиться, учиться и ещё раз учиться, как завещал великий Ленин».
Настоящие легенды блистали на звёздной дорожке, как в добрые кинотавровские времена. Например, бразильская актриса и режиссёр Луселия Сантус (председатель жюри полнометражных фильмов), заслуженная артистка РФ Мария Шукшина (председатель жюри короткометражных лент), армянский режиссёр и продюсер Армине Авдалян (председатель жюри документальных картин), директор «Мосфильма» народный артист РФ Карен Шахназаров, звёзды французского кино Сами Насери и Фредерик Дифенталь, народные артисты РФ Валентина Теличкина, Лариса Лужина, Анна Ковальчук, Сергей Никоненко, Александр Пашутин, Игорь Скляр, Александр Олешко, сербский режиссёр и актёр Гойко Митич, заслуженные артисты РФ Наталья Бондарчук, Наталия Аринбасарова, Екатерина Гусева, Нонна Гришаева, Гоша Куценко, Андрей Руденский, режиссёр Алексей Герман-младший, испанский актёр Хавьер Гонсалес, эстрадный певец, актёр и телеведущий Родион Газманов, актриса Екатерина Шпица, бразильский актёр, продюсер, сценарист Педро Нешлинг (сын Луселии)...




ЭМОЦИИ И ДЕЛОВОЙ ПОДХОД
Луселия Сантус с удовольствием искупалась в Чёрном море (к слову, температура прибрежной воды +22), о чём не преминула сообщить в «тронной речи» на церемонии открытия фестиваля, и сравнила город-праздник Сочи с Бразилиа, тоже отличающейся разнообразием экосистем столицей её родной республики.
– Я влюбилась в российского зрителя, – говорит актриса, фильмография которой насчитывает около ста телевизионных и киноработ, но мировую славу принёс телесериал «Рабыня Изаура», взорвавший советское ЦТ в 1988-89 годах. – С радостью раздаю автографы, фотографируюсь в зале и с людьми на улице. Этот фестиваль – не только ответственная работа в жюри, это ещё и праздник души.
Валентине Теличкиной, удостоенной на сцене Летнего театра награды за вклад в развитие кинематографа, дружественная атмосфера уютного зала, где вместо зрительских рядов – круглые столы с эффектными красными скатертями, положительная энергетика просмотров и обсуждений в локациях отеля «Жемчужина» показались идентичными духу советских культурных мероприятий, форма и содержание которых согласованно глубоки и гармонично изящны.


Карен Шахназаров на круглом столе высказал уверенность, что евразийский фестивальный кинопроект важен для укрепления дружбы народов и имеет большие перспективы:
– Такие форумы сложно делать. При всей лёгкости и искромётности, это огромный труд организаторов. Хорошо, что теперь есть такой фестиваль. Он очень нужен. И Сочи – очень правильное место. Надеюсь, что в дальнейшем «Евразия-кинофест» станет серьёзным событием в мировом кинопроцессе... Российское кино надо поддерживать, ведь если к нам снова вернутся могущественные иностранные конкуренты, это будет сильный удар по отечественной киноиндустрии. И сейчас уже есть проблема: государство финансирует производство фильмов, а показывать их негде! Может, пора снизить цены на билеты? Надо, чтобы наверху об этом, наконец, задумались.
Азиатское кино сегодня – мощнейшее в мире. Так, китайский кинорынок обогнал американский: третий год – номер один в мире. Американцы пытаются туда пробраться через сети, но это жёстко контролируется государством. Поэтому сейчас они начинают вести совместные проекты. А индийское кино? Полторы тысячи фильмов в год! И это качественное кино, а не один Радж Капур, как многие думают.
Российские киноканалы всё больше показывают азиатские фильмы, особенно китайские – в том числе исторические сериалы. На премьерах китайских мультфильмов – аншлаги! Особенно большие перспективы в нашем прокате – у китайского и индийского кино.
Алексей Герман-младший, режиссёр одного из лучших современных киновысказываний о войне – фильма «Воздух» (2023), акцентирует важную функцию кинематографа как создателя в представлении масс исторической реальности:
– Весь мир узнаёт историю по фильмам, верит в то, что видит на экране. Иван Грозный в нашем сознании остался в исполнении гениального Николая Черкасова в фильме Сергея Эйзенштейна... Так почему мы недостаточно транслируем нашу историю миру? Как говорить о войне современным языком? Насколько язык военного кино понятен жителям разных стран, и какая степень осовременивания нужна, чтобы новому поколению зрителей хотелось бы узнать о войне, и это было бы интересно?

Гойко Митич, звезда кинолент «Чингачгук – Большой змей», «Белые волки», «Смертельная ошибка», «Апачи», чей вклад в развитие кинематографа тоже был отмечен специальным фестивальным призом, рад, что российская публика его помнит. Восьмидесятипятилетний актёр не чувствовал упадка сил, несмотря на большое количество отсмотренных им в качестве члена жюри конкурсных кинокартин (по две примерно стоминутные ленты в день) – силы компенсирует зрительская любовь. Причём Джаник Файзиев, вручая на церемонии закрытия фестиваля заслуженную награду, не удержался от восторженного замечания: «У него пипец какая крепкая рука, пипец какая крепкая спина! Ему восемьдесят пять лет! Давайте пожелаем ему... не знаю чего». «Дорогие друзья. вы меня убиваете, – с юмором ответил юбиляр на чистом русском (пипец какого уровня!). – Конечно, сегодня у меня день рождения, но я счастлив, что сейчас здесь с вами».
Звезда телесериала «Тайны следствия» Анна Ковальчук, вручавшая приз зрительских симпатий, сообщила, что впервые участвует в работе кинофестиваля, и этот – «такой глобальный, но одновременно тёплый, уютный». По мнению Александра Пашутина, масштаб фестивального действа в Сочи потрясает: в мрачные времена международных санкций против России собрать в её курортной столице столько зарубежных участников и гостей, в том числе из Германии и Франции, – невероятная удача!
Фредерик Дифенталь признался, что главный российский курорт климатом и архитектурой очень похож на курорты Французской Ривьеры. И хоть в Стране берёзового ситца звезда киноэпопеи Люка Бессона «Такси» не впервые (вместе с Сами Насери занимался промоушеном лент с собственным участием), ещё не бывал за границами Москвы и Санкт-Петербурга. А тут – субтропический рай у ласкового моря, где любовь растворена в воздухе…
НЕЖНЫЕ ЧУВСТВА И ОДИН ИЗ ОБЪЕКТОВ

Сочинские поклонницы выстроились в очередь за автографами к своему галльскому кумиру, пытаясь любыми правдами-неправдами выведать хоть какие-нибудь подробности его личной жизни. Кстати, летом 2023 года сердцеед после многолетних отношений официально связал судьбу с очаровательной белокурой моделью Стефани Сеген, подарившей ему в 2018-м сына Жюля. С предпоследней супругой, родившей в 2004-м сына Габриэля, – актрисой Гвендолин Амон, внучкой одного из выдающихся драматургов XX века Жана Ануя, Фредерик развёлся в 2016-м…
– С Гвендолин, – вспоминает Дифенталь, – мы познакомились на съёмках короткометражного фильма в единственном совместном эпизоде, и режиссёр был настолько занят, что забыл нас представить друг другу. Позднее, в 1996-м, одновременно попали в спектакль режиссёра Пьера Монди по пьесе Ноэля Коварда «Безделица», благодаря которому очень сблизились. Она, воспитывавшаяся до восьми лет в Сенегале, открыла мне Африку. Для такого инстинктивного человека, как я, утомлённого клаксонами автомобилей и пристальными взглядами в парижском метро, это было настоящим откровением! Она научила меня выстраивать доверительные отношения с другими людьми, увлекла литературой. Я, в свою очередь, научил её ценить высокую кухню и хорошее вино… Рождение Габриэля сделало меня спокойнее, позволило взглянуть на публичную жизнь, с её соблазнами и суетой, по-новому...
Стефани родилась в 1978 году, я – в 1968-м, и мы сказали себе, что вместе нам – сто лет... И сымпровизировали свадьбу с горсткой гостей недалеко от Палава-ле-Фло, на дорогом нам Средиземноморье...

Фредерик родился в пригороде Парижа, в городе Сэн-Манде. В одиннадцатилетнем возрасте он, мотивированный желанием понравиться девочкам, попробовал себя на сцене – выступил в школьном театре. В пятнадцать лет без сожаления распрощался со средней школой, в которой много хулиганил и не получил степень бакалавра для продолжения учёбы (к огромному неудовольствию мамы). Решил самостоятельно зарабатывать на жизнь.
– В качестве будущей профессии выбрал отельный бизнес. Устроился на работу подручным в гостинице. Поселился в Париже у своей бабушки, поддерживавшей меня во всём. В какой-то момент решил всё изменить и пошёл учиться на парикмахера. Но однажды сопровождал приятеля, поступавшего на актёрские курсы. Об увиденном размышлял три недели, после чего бросил всё и записался на курсы при театре «Вирио»... Считаю, что актёр, не играющий в театре, подобен музыканту, упражнявшемуся только в учебном классе. Рано или поздно хочется встречаться с публикой взглядами... Да, благодаря «Такси» я вышел из тени, но одновременно понял, что только сейчас началась настоящая работа: больше показывают, больше судят...
В творческом багаже Фредерика Дифенталя – роли в таких кинохитах, как «Шесть» с Ришаром Анконином, «Бельфегор – призрак Лувра» с Софи Марсо, «Сильные духом» с Джоном Малковичем и Летицией Кастой… Всего – свыше семидесяти картин и сериалов!
МЫСЛИ ПО ПОВОДУ АТМОСФЕРЫ

Фестивальная атмосфера априори праздничная. И едва ли не каждый, выходивший на сцену Летнего театра во время церемоний открытия и закрытия фестиваля, благодарил организаторов, повторяя из раза в раз одни и те же формулы (спасибо за «хлеб-соль», высокий уровень организации...) и значительно сажая ритм театрализованного действа. Между тем искусство обеспечения транспорта и проживания в отеле, достойных питания и отдыха весомо не менее искусства выстраивать прямоэфирное сценическое представление, в котором всё проверено-перепроверено и работает, как часы, – а-ля шоу вручения премии «Оскар». В Сочи дифирамбы в этом отношении были преувеличены. По «оскаровскому» счёту.
Если церемония открытия с точки зрения креатива явно уступала церемонии закрытия, то и последняя была далеко не безупречна. Нет, ведущие Екатерина Гусева и Александр Олешко, непринуждённо выговаривавшие труднопроизносимые имена участников, «держали планку» и своими уместными импровизациями придавали происходящему столичный блеск. Зачем тогда разбавлять их грамотную речь нелимитированными мировоззренческими сентенциями членов жюри, не только с трудом говорящих на русском (без переводчика), но даже искажающих имена победителей?! Хотя для объявления этих имён им и предоставлялось слово. А-а, главный язык «Евразия-кинофеста» – язык души и сердца?!
Кстати, при вручении приза в номинации «Лучшая женская роль» имя турецкой актрисы так и не прозвучало! Из речи вручавшей награду Луселии Сантус можно было разобрать лишь название фильма и страну – «Участь», Турция. А из перевода выступления получавшего статуэтку турецкого продюсера и сценариста Эрди Ишика стало понятно, что счастливице немало лет, но она много снимается. И на том спасибо!
Вручение приза в номинации «Лучшая мужская роль» член жюри и кыргызский продюсер Талантбек Толбеков предварил трафаретным, но персональным спичем, который в конце более чем затянувшегося торжества длился, кажется, бесконечно:
– Добрый вечер, Сочи! Уважаемые гости и жители этого замечательного города! Уважаемые участники! Позвольте поприветствовать вас! Выразить слова благодарности организаторам! Для меня как молодого человека, который вырос на фильмах советского кинематографа, сегодня в зале находятся, действительно, классики советского кино. Большое спасибо за ваше творчество! Есть люди, которые продолжают это великое чудо. Есть люди, которые оказались в разных странах, но которых объединяет кинематограф. И очень символично, что на эту сцену я приглашаю человека, который достойно продолжает великое российское кино – аксакала российского кинематографа...
Вышедший поблагодарил награждающего за то, что тот не назвал его саксаулом, хотя, по собственному мнению, он теперь представляет «в большей степени ценность как топливо...».
Джаник Файзиев, ранее неоднократно использовавший в связи с легендарным киноактёром сленговое словечко, являющееся эвфемизмом нецензурного существительного, обозначающего в зависимости от контекста нечто очень плохое, вдруг поинтересовался у отрока отнюдь не грудного возраста, вышедшего на сцену вместе с отцом-режиссёром: «Твой папа сегодня получает приз. Ты в курсе?» Помните советскую трагикомедию Георгия Данелии "Афоня" (1975): "Здравствуйте, дети! Ну как? Уроки учите?.. Учите, учите! Без образования-то сейчас худо!"? Трогательно до слёз!
А приз «За оригинальное режиссёрское решение» среди короткометражных лент так и не был вручён – прямо во время церемонии случайно выяснилось, что жюри... не рассматривало кандидатов. «Извиняюсь, мы не выбирали», – развела руками Мария Шукшина.
Да, Гоша Куценко в песне «Ребята с нашего двора» не всегда попадал в ноты, но ведь были концертные номера, не режущие слух: «Старый рояль» в исполнении Нонны Гришаевой и Александра Олешко, попурри из русских песен в грузинском ключе талантливой семьи Боджгуа...
Никто не застрахован от технических просчётов. Подумаешь, какая ерунда! Сотни миллиардов мух вполне могли бы надиктовать сотням пчёл оптимальные правила жизни. Золото тоже бывает не обязательно 985 пробы. Зато «как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» – своя в доску тусовка! Под стать фестивальному гимну, который неплохо прозвучал бы под гитару где-нибудь у костра или под домашнее фортепиано. В конце концов, не гимн государства, чтоб с симфоническим оркестром и хором!
К чему весь этот никому не нужный пафос? Для евразийского кинофестиваля вполне сойдёт хрипловатый голос, незамысловатый текст с незатейливой мелодией. Дело вкуса, если он, конечно, есть – как в сказке «Царевна-лягушка»: «Ковёр неплох – отнесите его на конюшню лошадей покрывать, а этот – в сени ноги вытирать».
ФЕСТИВАЛЬНЫЕ НАГРАДЫ

Лучший полнометражный фильм – международный проект «Нави: дорогая будущая я» (реж. Тоби Шмутцлер, Кевин Шмутцлер, Апуу Моурин, Валентин Челлугет, Кения, Германия). В документальном кино лучшей признана российская работа «Я явилась не гостить» (реж. Борис Травкин), а в короткометражной программе победу одержал фильм «Про корову» (реж. Антон Симухин и Николай Алексеев). Приз «За лучший дебют» – у фильма «Сумаляк» узбекского режиссёра Арутюна Сагателяна. Специальный приз АНО «Евразия» вручили фильму «Обитель святой Ефросиньи» (реж. Владимир Луцкий, Беларусь), Приз президента кинофестиваля – картине «Эвакуация» (реж. Фархат Шарипов, Казахстан). Оператор «Эвакуации» Александр Плотников отмечен призом «За лучшую операторскую работу». Призом «За лучшую женскую роль» – турецкая актриса Нур Сюрер («Участь», реж. Надим Гюч, Турция), а «За лучшую мужскую роль» – Александр Адабашьян («Двое в одной жизни, не считая собаки», реж. Андрей Зайцев, Россия), эта же лента завоевала и Приз зрительских симпатий.
Специальные награды получили фильмы из Кыргызстана, Узбекистана, Армении, Азербайджана, Таджикистана, Турции и Казахстана.