Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 31 августа 2023 г.
Литература

Согретая чернильница

31 августа 2023

Пока скролил ленту (ещё одно слово, которое уже не надо объяснять, хотя можно было бы обойтись словом «листал», но всё же «листал» – это слева направо или справа налево, а мы именно «вверх»-«вниз»), у кого-то увидел: если попытаться вспомнить, что мы делали в свободное время до изобретения смартфонов – когда ехали в поезде, когда ждали в очереди, в любое время, утром, днём или вечером, – то мы ничего не вспомним.

Вот я тоже ничего не помню. Что я делал тогда? Тридцать лет назад. Даже двадцать. Смотрел в окно? Качал ногой? «Когда дело было вечером, а делать было нечего». Думал, вспомнит ли кто, что это строчка из Сергея Михалкова?

В общем, это маленькое моё время ухнуло в бездну времени (извините за тавтологию), смешалось с другим маленьким временем, с кучей, с целым морем его, поглотилось бесследно космической чёрной дырой.

И получается тогда, что эти жалобы на других и саможалобы («ой, ну что же ты всё сидишь, уткнувшись в этот маленький экран?», «господи, опять я сижу в телефоне», хотя и телефоном его глупо называть – по нему теперь никто почти не звонит, кроме мошенников: мы же все только пишем друг другу) совершенно напрасны.

Потому что жизнь со смартфонами оказалась интересней и больше нашей прежней маленькой жизни. И вот мы глотаем информацию, как голодные птенцы, учимся даже, когда не хотим учиться. И наша праздность уже и не праздность вовсе.

...Один раз таким вот смартфоном, хотя даже до появления первого телевизора было много лет, явился для единственного слушателя Александр Блок. Воспоминание о воспоминании – кто-то это пережил, рассказал другому, тот пересказал уже нам. Поди разберись, было ли это на самом деле.

В общем, идёт молодой человек по уже советскому, раннесоветскому Петрограду на лекцию. Чтоб побольше узнать про историю западных литератур. А читает у них на курсе сам Блок. Молодой человек не просто так идёт на лекцию, он не может туда не прийти: он староста. Так как в помещении Дома искусств стоит настоящий мороз, то старосте ещё надо сделать так, чтоб чернила в чернильнице оттаяли. Для этого надо расстегнуться и поставить замёрзшую чернильницу на живот. В конце лекции он выставит чернильницу на стол, и Александр Блок сможет расписаться в журнале.

Но пока Блок читает, он не смотрит ни в журнал, ни на стол, он вообще ни на кого не смотрит. Он смотрит в окно. Окну (небу, видимо, или веткам) всё это и рассказывает. Староста даже не уверен, что тот помнит его лицо.

И вот однажды на лекцию не является вообще никто. Ну кроме этого прекрасного замёрзшего юноши, старосты.

Входит Блок и спрашивает: а где же слушатели? «Видимо, не собрались». И тогда Блок начинает читать лекцию для единственного студента.

Дон Кихот, Сервантес. Чернильница медленно оттаивает на животе. Уже два часа Блок читает. Чернила давно стали в своём стеклянном гробу жидкими. А Блок через два часа останавливается и говорит: «Давайте я десять минут отдохну – и потом прочту вам ещё два часа?» Бедный староста, блаженная отогревшаяся чернильница.

И вот снова раздаётся глуховатый голос Блока. И потекла новая двухчасовая лекция.

Потом замолчал – студент достаёт из-под свитера и пальто чернильницу, ставит её на морозный стол. Блок открывает журнал, макает перо, на секунду задумывается и пишет: «История западных литератур – 1 час. Ал. Блок...»

Прощается, надевает котиковую шапочку и уходит.

Почему Блок, читавший для одного слушателя четырёхчасовую лекцию, записал в журнал всего один час? Этот вопрос меня интересует сейчас больше всего.

Обсудить в группе Telegram

Дмитрий Воденников

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS