Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Литература

Сохранение современности

01 января 2007

ОБЪЕКТИВ

Олег Хлебников. Инстинкт сохранения: Собрание стихов. – М.: Зебра-Е, Новая газета, 2008. – 480 с. 

В 1978 году – тридцать лет назад! – Олег Хлебников стал лауреатом премии имени Горького «За лучшую первую книгу». С тех пор он стал автором многих поэтических сборников, которые, без всяких сомнений, заняли своё место в творческой шеренге современной поэзии. Недавно он объединил десяток своих стихотворных книг в одном томе, который можно назвать итоговым собранием поэта. Тем более что в его составе – новая книга автора «О рыбаке и рыбке» (стихи 2002–2007 годов). 

Центром его первой книги «Наедине с людьми» стало стихотворение «Колокол», когда-то напечатанное в дебютной подборке поэта в «Комсомольской правде»: 

Над землёю мороз.
Над землёю тяжёлое облако
негативом зари,
отпожарищным дымом ползёт.
Человек без ноги
в тулупе, похожем на колокол,
смотрит за горизонт
и идёт, будто колокол бьёт.


Евгений Евтушенко недавно заметил, что Олег Хлебников – «поэт почти молчаливой любви к людям». Именно это качество отличало в своё время стихи молодого поэта, приехавшего в Москву из Ижевска, от многих рифмованных строк того времени. В своём заинтересованном интересе к людям Олег Хлебников пытлив, взволнован, неравнодушен. Вот его давнее стихотворение «Пассажиры»:

Всё ходят, ходят по вагонам,
ногами шаркают, галдят.
И покупают всё подряд
на полустанке оживлённом.
Куда им эта благодать:
все эти дыни, груши, вишни?
Торгуются. Полтинник лишний
хотят повыгодней отдать.


Очень скупые краски. Очень точные приметы быта. Так и виден поезд, остановившийся на полустанке, и пассажиры, спешащие отовариться на провинциальном перроне. 

Прошли годы, стих поэта окреп, его поэтическое видение стало объёмнее, сильнее. Но тяга к неожиданной детали осталась. Поэт очень хорошо осознаёт, что именно неприметная с виду деталь укрупняет повествование, делает его ярче, заметнее. И название книги отражает её сущность: «инстинкт сохранения» – это именно сохранение реальности, тех самых подробностей, деталей, чувствований каждого мгновения:

Марьивановна дочку ведёт
по центральной по ветреной улице.
Дочка хмурится, дочка сутулится,
дочка смотрит куда-то вперёд.
Марьивановна дочку ведёт.
И гордится, на прошлое сетуя,
что обутая дочь и одетая,
что плохого не скажет народ.


Это дорогого стоит – неподдельное внимание к судьбам соседей, друзей, давних знакомых и безымянных прохожих на родных улицах. Запечатлевая увиденное, поэт создаёт яркие и щемящие образы окружающего нас мира. 

Но не надо думать, что в сохранении реальности поэт излишне серьёзен. Нет-нет – и не без усмешки посмотрит на окружающее, как, например, на «дружную семью» из стихотворения «Рассказ»:

Эти Ферапонтовы
из третьего подъезда
вышли прямо к понту –
и разверзлась бездна.
Мать семейства с оком,
карим и кривым,
рассекала боком по волнам крутым.
И отец-рабочий разделся до трусов – вроде и не очень мрачен и суров.
Вон ныряют рыбкой все его сыны.
Старшенький – с улыбкой
страшной ширины.


Думается, что и в этой забавной сценке отражается та самая, запримеченная Евгением Евтушенко «молчаливая любовь к людям». 

Вообще на страницах этого однотомника очень много судеб, портретов, лиц, причём не только воображаемых. В поэме «Улица Павленко» упоминаются более трёх десятков реальных персонажей, среди которых есть весьма знаменитые и узнаваемые. Такие как Ольга Ивинская и Пастернак, широко известная триада «Белла, Женя, Булат», часть упоминаемых участников повествования скрыта под условными именами и прозрачными масками-кличками, которые раскрываются в авторском комментарии к поэме. 

Завершает книгу послесловие «Легко ли быть?.. Или интеллигент-почвенник», написанное Станиславом Рассадиным. Критик прослеживает корни, путь Олега Хлебникова от десятилетия к десятилетию, его рост и становление, он рассматривает творчество поэта на фоне непростого времени, которое досталось нам. «Между прочим, не зря мой язык спотыкается, когда пытаюсь причислить Олега Хлебникова к определённому поколению или даже определённому отрезку времени, назвать его «восьмидесятником», – признаётся Рассадин. – Даром, что он сам говорит «мы», наделяет свою кожу, как у всех у «нас», заскорузлостью, занимаясь, по сути, совестливым самооговором, который можно понять и принять в качестве ритуальной условности, но не стоит воспринимать всерьёз», – говорится в послесловии. 

Отметим, что Олег Хлебников не замыкается на бытовой тематике, которая во многом определяет его поэтику. Он способен и на «Прогулку с Тютчевым», и на стихи, посвящённые любви, небесам, природе. Московская повесть «В том же составе» – это своего рода страницы из летописи советской интеллигенции. За всем этим открываются судьбы мира, нелёгкие дороги отечества:

…пролегает-ветвится
железная наша дорога
и блесят, как ледок,
на крестах возведённые рельсы,
и идём мы по ней – все от Бога
и все от порога –
полубоги, ворюги,
чернобыльские погорельцы…


В разные годы о творчестве Олега Хлебникова сочувственно отзывались классики советской поэзии – среди них Борис Слуцкий и Давид Самойлов. Слуцкий, например, ещё в 1975 году отметил, что за каждым стихом молодого поэта – «переживание, прочувствованное и продуманное. В его стихах мало, собственно, совсем ничего нет «18-летнего», студенческого, провинциального…». А Давид Самойлов отметил, что «в стихах Олега Хлебникова есть картина мира». 

В «Инстинкте сохранения» показана эта картина мира, создававшаяся многие десятилетия, увиденная нашим современником поэтом Олегом Хлебниковым, у которого есть свои преданные читатели. 

Андрей ШИЛИН

Обсудить в группе Telegram

Андрей Шилин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Агент Большой истории

    02.06.2025
  • Россия – судьба моя

    02.06.2025
  • Предо мной сто дорог

    02.06.2025
  • Секретные коды

    02.06.2025
  • Река незабвения

    01.06.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS