В последнее время проблемы экологии в РФ всё чаще становятся раздражителями общественного сознания. То в одном, то в другом регионе страны вводится чрезвычайное положение, связанное где-то с пожарами, где-то с наводнениями, где-то со взрывами на оружейных складах. Люди «на материке», как правило, не остаются один на один с бедой – им помогает государство, а природа со временем сама «залечивает раны». Но если нечто подобное происходит в акватории рек, снабжающих питьевой водой мегаполисы, или в полярных широтах, то последствия бывают катастрофическими.
Об этом много говорили в так называемый нулевой день работы XXIII Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ‑2019) на легендарном ледоколе «Красин», где прошёл круглый стол, посвящённый исследованиям Мирового океана и развитию Северного морского пути и полярных территорий. И это является свидетельством того, что экологическая безопасность населения вопрос отнюдь не праздный.
Из-за высокой загруженности портов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с разливами нефтепродуктов, остаётся высокой.
К примеру, когда в ночь на 24 июня жители и гости города отмечали один из самых популярных праздников Северной столицы «Алые паруса», в круглосуточном режиме производилась очистка загрязнённой нефтепродуктами акватории Невы и речного порта. Это позволило не омрачить праздник для более чем полутора миллионов участников мероприятия.
Специалисты профессионального аварийно-спасательного формирования «Морская экология», Балтийский филиал ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота», ООО «Контур СПб» совместно со службами порта «Большой порт Санкт-Петербург» и надзорными органами порта успешно произвели работы по ликвидации аварийного разлива мазута в акватории порта г. Санкт-Петербурга. Утечка мазута произошла с иностранного судна в акватории Угольной гавани.
По предварительным данным с судна виновника, объём аварийного разлива составил порядка 200 литров топлива, однако надзорными службами порта и оперативными дежурными причалов было установлено наличие и распространение значительного количества водомазутных эмульсий и на других участках акватории Угольной гавани.
По поступившей заявке ПАСФ «Морская экология» прибыло к месту разлива в соответствии с установленными временными нормативами и незамедлительно приступило к локализации и ликвидации разлива.
В ходе проведения природоохранных мероприятий в сжатые сроки было собрано и утилизировано около 60 кубометров водомазутной эмульсии со всех загрязнённых участков акватории порта «Большой порт Санкт-Петербург». Совместными усилиями вышеуказанных организаций в ходе ликвидации аварийного разлива применялись экологически безопасные пороговые скиммеры и вакуумные установки, замыто и зачищено более 3500 км причальных стенок, береговой полосы и бортов судов.
Слаженная и профессиональная работа по ликвидации разлива позволила избежать серьёзных экологических проблем, которые могли бы возникнуть при недостаточно быстрой и эффективной работе представителей всех служб и подразделений и неизбежно нанесли бы непоправимый экологический ущерб Петербургу.
К сожалению, это далеко не первый подобный случай в истории. За свою многолетнюю работу службы порта «Большой порт Санкт-Петербург» совместно с профессиональными формированиями, неоднократно предотвращали возникновение серьёзных экологических последствий для Северной столицы.
Особое внимание здесь также стоит уделить природоохранной деятельности ПАСФ «Морская экология». За последние 20 лет компания стала одним из лидеров в области организации мероприятий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на Северо-Западе России. В настоящее время компанию возглавляет молодой и талантливый руководитель – Максим Ваганов. Им разработано и запатентовано устройство, предназначенное для сбора нефти и нефтепродуктов с открытой поверхности проточных и непроточных водоемов при низких температурах окружающей среды, а также из-под ледяного покрова и в битом льду. Конструкция и технология применения позволяют работать с устройством также в условиях высоких температур окружающей среды. В настоящее время этот молодой руководитель готовится после окончания аспирантуры защищать кандидатскую диссертацию в Северном (Арктическом) федеральном университете в Архангельске.
Компания под его руководством динамично развивается и обладает необходимым технологическим и интеллектуальным потенциалом. В процесс ликвидации аварийных разливов постоянно внедряются новые инновационные решения, а также собственные разработки специалистов компании, благодаря чему во многом удаётся повышать эффективность ликвидации аварийных разливов как по сокращению времени проведения работ, так и по объёму собранных нефтепродуктов.
Были разработаны и успешно внедрены системы быстрого сбора и разгрузки нефтепродуктов, устройства по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, способные эффективно осуществлять сбор при низких температурах, и многое другое.
Также в компании эффективно применяется система оперативной мобилизации флота. Вне зависимости от внешних факторов аварийно-спасательное формирование всегда готово приступить к ликвидации аварийного разлива в течение 60 минут после поступления сигнала о ЧС в случае, если компания не оказывает услугу по несению аварийной готовности, и незамедлительно приступить к локализации и ликвидации в случае, если флот несёт экологическую вахту у причала.
Компания ставит во главу угла принцип безопасности населения, обладает всеми необходимыми лицензиями и свидетельствами на осуществление мероприятий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. Силы и средства «Морской экологии» поддерживаются в постоянной готовности для оперативного и эффективного проведения всех надлежащих работ.
Слаженная, профессиональная и оперативная работа компании и всех служб порта «Большой порт Санкт-Петербург» совместно с профессиональными аварийно-спасательными формированиями Балтийского филиала ФБУ «Морспасслужба», «Контур СПб» и другими организациями, способными эффективно и в максимально сжатые сроки ликвидировать аварийные разливы нефти или нефтепродуктов, во многом позволяет городу избегать серьёзных экологических проблем. Без должной экологической вахты последствия подобных разливов могут быть удручающими и значительно усугубить и без того не лучшую экологическую обстановку в Северной столице.