Этот дом – один из самых прихотливых по архитектуре и загадочных по судьбе памятников столичного зодчества. Проходя мимо, трудно не остановиться, не приглядеться внимательнее к фасаду здания, где с давних пор располагается Центральный дом детей железнодорожников. Тайн его стены хранят – бессчётно…
Примерно 130 лет назад один из самых удачливых купцов Москвы Николай Дмитриевич Стахеев купил обширный участок земли на Новой Басманной – неподалёку от первого железнодорожного вокзала столицы, в окрестностях нынешнего сада имени Баумана. Там располагалась большая старинная усадьба, показавшаяся Стахееву непримечательной. Старые корпуса снесли, после чего удачливый коммерсант заказал своему любимому архитектору Михаилу Бугровскому соорудить на этом месте настоящий дворец. Необычный, кричащий о своей уникальности. Кто-то считал стахеевский проект странной причудой нувориша, но Бугровский создал подлинный шедевр, классику жанра. Дом, в котором удачно совместились архитектурные стили разных эпох.
Пожалуй, расскажем чуть подробнее о Стахееве. Его фигура действительно заслуживает внимания. Племянник художника Ивана Шишкина, «бизнесмен» XIX столетия торговал сахаром и чаем, нефтью и металлами, а также держал банк. Ежегодный оборот фирмы «И.К. Стахеев и сыновья» составлял 80 миллионов рублей. Этот человек не только подкапливал, но и глазом не моргнув порой проигрывал в рулетку суммы, равные бюджету крупного российского города. Не только делец, но и авантюрист!
Неудивительно, что с ним связана одна из самых эффектных московских легенд. Согласно её сюжету, Россию Стахеев покинул ещё за несколько лет до революции, однако в 1918‑м вернулся. Где-то в тайниках необъятной усадьбы он спрятал богатство – бриллианты, золото, валюту… Он пришёл в свой старый дом – и, как в песне того времени, «его поймали, арестовали, велели паспорт показать». Стахеев попросил оставить его один на один с Феликсом Дзержинским. Купец предложил председателю ВЧК раскрыть сведения о своих тайниках, взамен попросив небольшую часть клада и ежемесячную пенсию от государства. И Железный Феликс согласился с такой сделкой. Говорят, что Стахеев, доживший до глубокой старости, исправно получал пенсию от Советского Союза, даже находясь на ПМЖ в любимом Монте-Карло. Так гласит легенда.
Одно несомненно – его дворец на Новой Басманной национализировали и передали железнодорожникам. Об этой истории – будь то правда или байка – услышали журналисты газеты «Гудок» Валентин Катаев, Евгений Петров и Илья Ильф, немало знавшие о железнодорожниках той эпохи, о клубах и прессе, связанной с этой отраслью. Дальнейшее литературное воплощение этого сюжета известно каждому, кто обожает Остапа Бендера и Кису Воробьянинова…
В доме, принадлежавшем Народному комиссариату путей сообщения, сначала располагался клуб железнодорожников имени Дзержинского, потом – Деловой клуб транспортников. Там часто звучала музыка, играли оркестры, туда приходили гости Москвы – железнодорожники, приезжавшие из разных уголков огромной страны. Героическое поколение, на долю которого выпадет защищать Родину в годы Великой Отечественной.
В 1940-м дом «подарили» детям. Пригласили педагогов, открыли кружки и студии, стали устраивать там праздники для школьников – детей железнодорожников. Даже в дни войны, когда гитлеровцы рвались к Москве, в бывших чертогах миллионера Стахеева репетировались детские спектакли, школьники писали письма отцам и старшим братьям на фронт. Ведь служба железнодорожников с первых дней войны была приравнена к армейской – и дети героев, водивших и ремонтировавших поезда под бомбами, нуждались в помощи и опеке педагогов. В стенах этого гостеприимного дома, которым гордились все работники отрасли, дети военного времени не сомневались: страна не забывает о них даже в самые трудные дни великого противостояния.
На занятии Народного ансамбля песни и танца Центрального дома детей железнодорожников, 1974 год
Бывшая усадьба Стахеева, превратившись в дом детей железнодорожников, до наших дней сохранила своё первоначальное уникальное убранство. Его залы и коридоры оформлены в готическом, мавританском и барочном стилях, украшены ценнейшими породами дерева и натурального камня – всё, как замышляли больше века назад Стахеев и Бугровский. В этих изящных интерьерах работают хореографические, музыкальные, вокальные и театральные студии, группы раннего развития и подготовки к школе и киноклуб «Первый кадр». Здесь поддерживаются богатые творческие традиции: школьниками сюда ходили в творческие студии будущие звёзды музыкальной и театральной сцены Евгений Светланов, Олег Даль, Олег Басилашвили, Валентина Толкунова. Визитной карточкой детского храма искусств на Новой Басманной с давних пор является детский ансамбль песни и танца имени Семёна Осиповича Дунаевского. Выдающийся дирижёр и музыкант, младший брат знаменитого композитора, он основал этот коллектив, много лет работая в Доме детей железнодорожников. Немало детских песен, со временем ставших классическими, впервые прозвучало на репетициях этого ансамбля. Вся Москва на протяжении уже семидесяти лет узнаёт о всё новых и новых юных музыкальных талантах, получающих путёвку в жизнь в этом доме, в его творческих кружках.
Кстати, появляются здесь и новые направления для обучения. Сейчас, например, в доме купца Стахеева работает «Магистраль» – замечательная школа юных железнодорожников. Многие её воспитанники проходят практику на Московской детской железной дороге, делают первые шаги в профессии, становясь продолжателями железнодорожных династий.
А какие там новогодние ёлки! Были и, уверен, ещё будут – долго-долго…