
Юлия Могулевцева
Наталья Жукова. Тогда и сегодня. – М.: У Никитских ворот, 2024. – 452 с.
Книга Натальи Жуковой «Тогда и сегодня», в которую вошли очерки, интервью и воспоминания, не просто сборник произведений, но подлинная сокровищница нашей памяти. Автор пишет о встречах с друзьями своего детства и юности, об известных писателях, художниках, музыкантах, актёрах. Среди персонажей, в частности, Олег Табаков, Андрей Вознесенский, Алексей Хвостенко. Таким образом, воссоздаётся минувшая эпоха, автор фиксирует и документирует её, но не сухо и академично, а образно и эмоционально, пропустив через сердце. Язык повествования – современный и чистый, но, читая книгу, словно по волшебству погружаешься в прошедшие времена, ещё не такие далёкие, но уже ставшие Историей. А она, по мнению самой Натальи Жуковой, как из кирпичиков, складывается из незабываемых «мгновений», которые, «по словам поэта Леонида Дербенёва, называются Жизнью».
Композиционно книга состоит из двух разделов, названия которых соединились в заглавии сборника, – «Тогда» и «Сегодня». Читатель получает возможность прикоснуться к событиям уже свершившимся, ставшим фактами истории. Под талантливым пером Натальи Жуковой они словно оживают, предстают перед нами в мельчайших подробностях. И неизменно в каждом тексте встречаем искреннюю любовь автора к русскому слову, неравнодушие к судьбе родной культуры. Так, например, Наталья Жукова описывает свои ощущения в связи с «Борисом Годуновым» Мусоргского на сцене Метрополитен-оперы: «Ощущение ещё до начала спектакля странное и волнующее. Бориса будет петь Мартти Талвела… Русского царя – нерусский певец, да ещё и в американском театре. Григория – бывший солист Большого театра Владимир Попов. Марину – специально приглашённая на эту роль болгарка Стефка Минева. <…> Как всё это будет? Ведь опера исполняется на русском языке, и вся она русская. По своему мелодическому, ритмическому и гармоническому складу глубоко национальная» («Царь Борис на американской сцене»). Далее Наталья Жукова размышляет о связи музыки со словом, присущей русской опере, и сообщает, что финский певец, один из величайших басов двадцатого столетия Мартти Талвела «проникает в самую суть текста, и от этого его мягкий бас только выигрывает».
Автор книги не просто пересказывает свою жизнь, она виртуозно работает и с сюжетами, и со словами. Стоит отметить яркие, небанальные, динамичные, интригующие, вызывающие живой интерес заголовки каждого из произведений, составивших сборник: «Мимо нас промчалась телега», «Где-то раздобытый круглый торт», «В царстве снов, козлов и Моцарта», «Мой театральный язык – провокация», «Костя Боков брат Ван-Гога».
Наталья Жукова не только «оживляет» людей и воскрешает в памяти события, но и «одушевляет» произведения искусства: «Экспозиция в галерее «Мими Ферст» меняется иногда в течение дня. Исчезают со стен картины одних художников, появляются картины других. Не перестают удивляться этим перемещениям надолго поселившиеся в галерее бронзовые сфинксы Михаила Шемякина» («Как детские скачки на деревянном коне»).
Думается, важнейшая отличительная черта «Тогда и сегодня» – естественная и гармоничная связь между прошлым и будущим – через настоящее. Автор обладает удивительным чувством времени, а потому История в её книге не замершая, окаменевшая, а живая и подлинная. В этом – главная ценность данного издания. Особое обаяние ему придают иллюстрации и фотографии, органично дополняя книгу и делая её ещё более ёмкой и драгоценной для читателя.