Канал «Россия-1» подготовил продолжение цикла «Солдат империи». Но когда его покажут? И покажут ли вообще? О первой «четвёрке» и продолжении «ЛГ» попросила рассказать шеф-редактора цикла Валерия РОКОТОВА.
Первые четыре серии вызвали немалый интерес и яростное противодействие. Фильму занизили рейтинг. Однако Интернет не соврал. Под тридцать тысяч просмотров на ютубе за четыре недели – это показательный результат. Для сравнения: снятый в том же жанре «Подстрочник» посмотрели 12 тысяч человек за четыре года. А орали об этом чисто либеральном проекте как о событии мирового значения, и рейтинги ставили от души.
«Солдат империи» отчаянно не понравился гламурной публике и либеральной интеллигенции. Они ведь совсем не одно и то же. Гламур спит наяву. «Либералы» пребывают на страже – бдят, чтобы не вернулась надежда.
Гламур от такого кино вздрогнул и стал креститься: «Слава богу, что всё это рухнуло, что сгинула эта советская мощь, эта кошмарная военная сила, о которой вещает этот ужасный милитарист!» Они обсудили кино за чашкой кофе во французских кондитерских, взволнованно списались по Интернету и поняли: нужно ещё активнее махать белыми ленточками и призывать Обаму на царство. Для этих людей идея защиты страны горька и нелепа. Им сладка идея капитуляции. Они никогда не признают очевидных вещей. К примеру, того, что их покой, комфорт и достаток обеспечивают стратегические бомбардировщики, баллистические ракеты и атомные подводные лодки. Иначе бы они жевали сено в бараках. Или в качестве «креативных капо» отрабатывали привилегию отправиться в крематорий последними.
Отзывы «либералов» о фильме читать и слышать оказалось просто смешно. Они сразу заявили, что это рука Кремля. У них всюду рука Кремля. Рука эта длинна и коварна. Это она направила журналисток в цитадель революции – ресторацию Ксюши Собчак. Это она искушала грузинскими долларами неподкупного Удальцова. И то, что делал в положении полулёжа революционный Рыжков, тоже творила рука Кремля.
Ещё «либералы» очень обиделись на Проханова за то, что он назвал их «сучьей породой». Слышать такое, конечно, малоприятно, но ведь определение точное. Только эта порода может отнять жизни у миллионов людей и спокойно есть, спать, пыхтеть сигареткой в кофейнях; только эта порода может шастать по иностранным посольствам и клянчить деньги у иностранных спецслужб; способна восторгаться выходкой в храме Христа Спасителя и славить очевидных ничтожеств, нашедших способ разбогатеть.
«На фонарях висеть будем», – заявила Ксения Ларина после телемонолога Проханова. Грустен был эфир «Эха Москвы» в тот памятный вечер. Витало в нём некое дурное предчувствие, и перспективы укрепления демократии за счёт уничтожения населения выглядели как-то туманно.
Успокойтесь, господа. Вешать вас, конечно, не будут. Не в Америке живём, где бы за такие дела удавили или отвесили по пятьсот лет тюрьмы. Но памятник жертвам либерального террора рано или поздно будет открыт. И мы завалим его цветами в память миллионов людей, которых вы переместили на небо.
Сванидзе назвал фильм «Красным «Подстрочником», что образно, но по сути неверно. Проханов и Лунгина несопоставимы. Проханов – человек страстный, лезущий на рожон. Это человек истории, войны, метафизики, а Лилианна Лунгина - девочка, волею судьбы перенесённая из Парижа в Москву. Это не только разные темпераменты и разные судьбы, это разный полёт.
«Подстрочник» – хорошее кино. Оно с любовью сделано, в нём есть настроение. Но в нём невозможно не уловить чуждости. История Лунгиной – это драма принудительного возвращения в СССР. Из рая в ад. Героине оказалось несладко в советской стране. Слаще, чем другим, но не так сладко, как было в Париже. И это наполняет сочувствием. Но вот простой вопрос: а если бы девочка осталась вместе с мамой в раю? Париж был стремительно занят немцами. Лунгина не слышала о массовых казнях евреев во Франции? О том, как лихо работали команды карателей из «освобождённой» Прибалтики? Они до этого вполне отличились, свалив в расстрельные ямы двести тысяч людей – евреев, старообрядцев, местных бедняков, посмевших взять землю помещиков.
Так что сделал отец, выписав семью из Парижа? Оторвал от миндальных пирожных и вечерних бульваров? Или спас от неминуемой гибели? А если спас, то как можно ныть о том, что жилось несытно и некомфортно, – не то что «там». В расстрельной яме с дырой в башке лежать было бы веселее? Что это за вечная, низменная претензия: «Извините, это вы вчера спасли ребёнка, который тонул? И где же кепочка?!»
Новые четыре серии получились жёстче, яростнее, актуальнее предыдущих. Проханов заставляет вспомнить страшные смутные времена, когда со дна поднялось всё. Когда бандиты, правозащитники, журналюги, иностранная агентура слились в экстазе, приближая русскую смерть.
Думаю, многие с горечью увидят забытые кадры 1991 года, когда перед Белым домом огромная толпа вскидывает руки со знаком «виктори». Может, кто-то узнает себя в этой толпе и вспомнит, как в ту минуту царило, распирало изнутри чувство победы. Вот только победы чего? Очень скоро на месте советского государства утвердится олигархическое, и все эти воодушевлённые люди будут выброшены из жизни теми, кто им машет с балкона колоритным флажком. Очень скоро начнут закрываться заводы, детсады, школы, больницы, возникнет «союз нерушимый братков и ментуры», и станет ясно, что победило. Все увидят, что такое криминальный капитализм. Сейчас «либералы» кричат: «Долой криминальную власть!» Но это их власть, они её создали.
Сегодня совершенно по-новому воспринимаются события 1993 года. Глядя на страшные снимки и кадры хроники, видишь, что это было восстание – попытка смести бесчеловечный, антинациональный режим, который тогда спасли подкупленные военные и милиционеры. Он устоял на штыках.
Молодёжь, которая тусуется на площадях в революционном порыве, увидит, что современные столкновения – это жалкая пародия на то, что было в те годы. Она увидит, что творила власть «демократов». Карательная машина, направленная на восставших людей, ломала черепа и кости. Молодёжь узнает, что у белых ленточек – интересная предыстория. Белые ленточки на свои рукава повязывали омоновцы, расстреливавшие защитников Дома Советов и всех, кто выглядывал в окна или забирался на крыши. Сколько было убито в те дни стариков и детей? Вот вопрос, достойный ЕГЭ.
А ещё школьникам следует знать, что в годы войны белые ленточки на груди носили французские фашисты на территории, подконтрольной Виши.
В «Солдате империи-2» мы увидим знакомые лица и поразимся падению сильных людей. Мы увидим совершенно другого Зюганова, живого политика, ещё не обменявшего президентство на грабли дачника. Мы увидим другого Невзорова, живого журналиста, а не торговца лошадьми и безверием. Куда подевалась их правда? И была ли она у них вообще?
Проханов вскрывает раны. Его монолог заставляет нас вспомнить всё. Личные воспоминания оживают. Как они ожили у автора этих строк, вдруг вспомнившего день, когда в редакцию «Известий» ворвался сценарист Олег Осетинский. В тот день убили его приятеля. Человек возмутился, когда его оттеснили от окошка ларька. «Почему без очереди?» – вспылил он, и ему просто воткнули нож. Затем убийца протянул «перо» продавщице, приказал: «Вытри». Та в оцепенении обтёрла нож тряпкой, и уголовники спокойно ушли. Уличные убийства, грабежи и разборки стали тогда привычны. Это были плоды амнистии 1987 года, когда на свободу выпустили более 700 тысяч преступников. А потом, словно специально для них, приняли законы, в результате которых возник хаос, исчезли товары, продукты и был подготовлен взрыв недовольства.
Кажется, не двадцать лет назад, а вчера ты пришёл в ГУВД за недельной сводкой и снова наткнулся на информацию о странных самоубийствах. Старики убивали себя из немецкого пистолета вальтер. И ты понял, что стреляются фронтовики из трофейного оружия, которое пролежало полвека.
Ты слушаешь Проханова и вспоминаешь, как пала журналистика, прислуживая властям, бандитам и лавочникам за чаевые. Как солидные газеты превратились в либеральный крысятник. Как с их страниц потекла грязь. Как журналисты рванули в Чечню за деньгами – иностранные агентства платили по тысяче долларов в день за антирусские репортажи. Как появилась газетка «Не дай Бог!», целиком основанная на лжи.
Ты вспоминаешь былой беспредел и вглядываешься в сегодняшнюю реальность, где «сучья порода» снова вопит в микрофоны, требует «десталинизации», пропихивает законы, бьющие по экономике и семье. Ты понимаешь: это не успокоится никогда. Русская смерть всегда будет точить свою косу в надежде на то, что мы всё забыли и исполнились сонного равнодушия к рассказам солдат империи.