Война всколыхнула сердца людей, выдвинула в первые ряды настоящих героев. Многие из них навсегда остались на полях сражений, но те, кому довелось выжить, чтят память боевых товарищей. Глядя на них, мы вспоминаем о событиях Великой Отечественной.
А сколько подлинных героев было среди железнодорожников! Без них фронт и тыл оказались бы в неминуемой блокаде... Гитлеровские стервятники хорошо знали об этом и прилагали максимум усилий, чтобы уничтожить «кровеносную систему» Советского Союза – железные магистрали. Железнодорожники не только принимали реальный бой – сколько их было, совершавших подвиги на фронте трудовом! Ремонтники, бесстрашные путейцы, не знавшие усталости и страха.
Красноармеец Михаил Евдокимович Анников – сын тамбовского крестьянина – прошёл всю войну в составе отдельного строительно-путевого батальона 5-й отдельной железнодорожной бригады. Они часто шли бок о бок с действующей армией – путеец Анников участвовал в Курской битве, в освобождении Украины. Их батальон перебрасывали туда, где было трудно, где требовался срочный ремонт пути, где в любой момент мог прорываться враг. Работать он привык за двоих. Был храбр и упрям, во фронтовой обстановке не терялся. Тянул за собой весь батальон.
Внук фронтовика рассказывал: «Дед не любил говорить о войне, наверно, ему было больно вспоминать о том времени. Но один из его рассказов сохранился в моей памяти. Промозглая осень 1943 года. Грязь, холод. Над головами свистят пули. Солдаты истощены. Не жалея сил, бойцы восстанавливают разрушенные немцами железнодорожные пути, по которым должны пройти эшелоны с боевой техникой. Времени в обрез, командир даёт приказ: ускорить работу. Работали под свист пуль, без отдыха, по 20 часов в сутки. На руках – кровавые мозоли, пелена застилает глаза, и гимнастёрка мокрая от пота.
Вдруг подходит командир и говорит: «Боец Анников Михаил Евдокимович, за вами приехали». Внутри похолодело: «За что?» В один миг промелькнула в голове вся короткая жизнь: 21 год всего. Попрощался с товарищами, которые тоже не понимали, зачем его забирают. Ведь он был лучшим бойцом, примером для других. Посадили в теплушку и повезли в неизвестном направлении, ничего не говоря. Когда поезд остановился и вышли на перрон, дед оказался... в Москве.
Первым делом отвели в баню, потом к парикмахеру – подстригли под ноль, затем – в гостиницу, где хорошо покормили. Так продолжалось какое-то время, но дед так и не понимал, что это значило.
И вот за ним вновь пришли. На этот раз сопровождали деда в Кремль. От иллюминации закружилась голова. В зале находились в основном офицеры и среди них он, мальчишка. На сцене стоял Михаил Иванович Калинин и вручал награды.
За боевые заслуги и доблестный труд в годы Великой Отечественной войны деду прикрепили на грудь Золотую звезду Героя Социалистического Труда и орден Ленина».
Так на кителе Михаила Анникова появилась заслуженная Звезда Героя.
Небольшой отпуск орденоносец провёл в родном селе, на Тамбовщине. А потом – снова прифронтовые дороги. В те годы больше всего ценили передовиков, тех, кто предлагал новые, более эффективные методы работы. Таким был и Анников. Он трудился на рубке рельсов, которые потом использовались для восстановления разрушенного полотна. На войне нет ничего дороже, чем время, потому что от потерянной минуты часто зависела жизнь сотен людей. Анникову же удавалось давать фантастические одиннадцать норм! Сначала его просто сочли за былинного богатыря, однако дело было не только в физической силе и выносливости. Он работал по-новому, добавив к крестьянской смекалке солдатскую. Только ему удавалось забивать по 6–7 костылей в минуту, прикрепляя рельсы к шпалам, – и не ради рекорда, а почти каждодневно. Он же бил рекорды и по скорости в рубке рельсов. Секрет заключался в том, что первый удар он наносил по ребру подошвы рельса, нарушая структуру металла. Дальше было чуть легче.
К нему приезжали учиться, перенимать сноровку. В 1944 году анниковский метод рубки рельсов постарались распространить во всех железнодорожных войсках. Как и его приёмы в зашивке путей. Среди железнодорожников, ремонтировавших пути, он стал «первым среди равных». Сильных, справных работников с крестьянским прошлым среди путейцев хватало. Но Анников снова и снова искал свою манеру, которая приносила бы двойной, тройной результат.
Победа, май 1945 года! Всеобщий восторг от Берлина до глубокого тыла! Это был самый счастливый день и для Михаила Анникова, и для всей страны. Путейцы, как и все воины, салютовали, стреляли в небо. Чтобы весь мир слышал эту весть – Победа!
Казалось, путеец Анников во время войны отдал ей все силы, без остатка. Однако свой ударный труд он продолжил и в мирное время. Будучи Героем, уважаемым человеком, Михаил Евдокимович не давал себе поблажек. В желдорбате он служил до 1958 года, в отставку ушёл в должности начальника артиллерийского вооружения отдельного железнодорожного батальона. Вернулся на родину, но работу на железной дороге не оставлял. Просто не мог без грохота поездов, без запаха шпал. Среди его наград – и звание почётного железнодорожника, и боевые награды.
Герой ушёл из жизни в смутное время, летом 1992 года. Сказались фронтовые перегрузки и боль за страну, которую он защитил, а потомки не сохранили. После распада СССР Михаил Анников прожил меньше полугода. Выдающаяся роль таких людей в истории Отечества с годами становится только яснее.
Нет судьбы и участи почётнее солдатской. Награды простых бойцов подчас ценнее маршальских звёзд. До своих последних лет этот скромный человек оставался примером для всех, кто не глух к фронтовой правде, к трудовым подвигам путейцев в годы войны. Не было в нашей истории поколения более крепкого и терпеливого, более светлого и непобедимого. Для них было обычным делом трудиться без оглядки на карьеру, под бомбами, днём и ночью. А такие, как Анников, – герои из героев. И чем ближе майские дни, тем яснее, что все цветы в России к годовщине Победы должны принадлежать им – павшим и живым, ушедшим после войны и оставшимся там, на перегонах, где ничего не было дороже и дешевле солдатской жизни.
Не умирает память о фронтовиках. И не может умереть. Выполняя свой обыкновенный и ни с чем не сравнимый солдатский долг, они обрели бессмертие.
Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк»