Лента впечатляет не только размахом разворачиваемого сюжета, но и тем, что слово «научная» в этой фантастике значится не для красоты. «Блуждающая Земля 2» китайского режиссёра Франта Гво возвращает зрителя во времена господства Кларка и Азимова, по обе стороны Атлантики использовавших художественную литературу для пробуждения в читателе тяги к разгадке тайн Вселенной. Китайский кинематограф в очередной раз громко заявляет о себе и всё увереннее теснит гегемонию Голливуда в сфере крупнобюджетного кино.
В научной фантастике идея межзвёздного путешествия целой планеты не нова, ещё в 1924 году русский фантаст Стефан Арельский написал рассказ «К новому Солнцу» со схожей фабулой. К ней же прибегал и француз Фрэнсис Карсак в романе 1960 года «Бегство Земли», да и не он один, поскольку концепция пересечения космической бездны нашим родным миром завораживает своей грандиозностью и верой в мощь человеческого разума. Одним из последних литературных опытов в этом направлении стал рассказ «Блуждающая Земля» Лю Цысиня, ставший основой для одноимённой серии научно-фантастических фильмов в жанре планетарной драмы.
«Блуждающая Земля 2», несмотря на название, не является продолжением первого фильма. Немного неожиданно, но второй фильм рассказывает предысторию первого, о том, как человечество объединилось, чтобы построить тысячи громадных двигателей, способных сорвать Землю с привычной орбиты и унести от умирающего Солнца к Альфе Центавра, новому прибежищу человечества. И тему интернационального единения, без сомнения, можно назвать сюжетным стержнем, скрепляющим и личные драмы героев, и густую патетику поминутного героизма, и тему жертвы прошлым ради будущего. Последнее также связывает фильм с классикой русской литературы, авангардной оперой кубофутуриста Алексея Кручёных «Победа над Солнцем», где через схватку со светилом метафорически обыгрывалась необходимость движения вперёд, отказываясь от сакральных догм минувших дней. Важная идея для стремительно преображающегося Китая.
Вместе с этим картина Франта Гво стала антитезой для фильма-предупреждения Адама Маккея «Не смотрите наверх», рассказывающего о том, что может произойти, если человечество не научится договариваться и продолжит преследовать крохотные и корыстные интересы в то время, когда необходимо действовать сообща. «Блуждающая Земля» – обе её части – фильмы о надежде на новое человечество, для которого будущее значит больше, чем условности современности. А что ещё важнее, о надежде на человечество, способное к разумному сотрудничеству, а значит, и к выживанию. Китайские кинематографисты отошли от привычного клише, когда мир спасают несколько бравых американцев с посильной помощью одного или двух иностранцев, зачастую карикатурных и нелепых.
Если говорить о недостатках фильма, то стоит отметить некоторую его тяжеловесность. Как и положено крепкой научной фантастике, «Блуждающая Земля» вываливает на зрителя горы технических подробностей, выливает моря фантастических концепций, даст немного выдохнуть на эпизоде с воздушным боем и по новой... Космический лифт, искусственный интеллект, квантовый компьютер, предел Роша, проблемы оцифровки сознания, и ещё, и ещё, щедрой рукой наполняя хронометраж фильма наследием последних ста лет жанровых литературы и кино. Иногда с ненужными повторениями и несколько навязчивыми подробностями.
Но так уж ли это плохо? Действительно, современный зритель привык к довольно легкомысленной фантастике, а затем супергеройское комиксовое кино занизило планку ещё сильнее, так что можно и вовсе не думать, уставившись в экран. Одна красивая картинка сменит другую, не тревожа и не беспокоя зрителя. А «Блуждающая Земля» тревожит совершенно безжалостно, напоминая о том, что Земля всего лишь маленькая голубая точка на фотографии зонда «Вояджер», сделанной с расстояния в миллионы километров. А всё человечество умещается на этом крохотном пятнышке на фоне громадной и в целом равнодушной Вселенной.