Мы пользуемся термином «детская литература», часто не задумываясь о том, что это сочетание из двух слов охватывает широчайший диапазон книжного пространства, благодаря которому происходит «очеловечивание» крохотного и поначалу беспомощного детёныша. Не зря Корней Иванович Чуковский когда-то выделил один из периодов детства, назвав его «от двух до пяти». А издательства в прошлом веке обязательно указывали, для кого, по их мнению, создана книга: для дошкольного возраста, младшего школьного или среднего и старшего. Но и термин «дошкольный возраст» обобщает несколько важных периодов в развитии малыша. Нынешний дошкольник «от пяти до семи» чаще уже не только сам может прочесть купленную родителями книжку, но и легко управляется со смартфоном. Зато другой, тоже «дошкольный» период до недавнего времени оставался почти без внимания. Хотя и он считается чрезвычайно важным для формирования человеческой речи, а следовательно, и сознания, детские писатели лишь изредка осмеливались обращаться к нему. Этот возрастной период начинается вскоре после полугода и постепенно перетекает в тот, который так талантливо описал в своей знаменитой книге Чуковский. Но, к счастью, в последнее десятилетие появилась молодая писательница, которая немалую часть своего таланта отдаёт именно этому возрасту. Имя её – Анастасия Орлова.
«Я бы очень хотел, чтобы на эту книгу обратили внимание все – и родители, и педагоги дошкольных учреждений, все, кто имеет дело с воспитанием самых маленьких наших чад. Книга «Яблочки-пятки» – очень редкий случай в новой (новейшей!) поэзии для малышей, когда традиционная поэзия пестования, в основном фольклорная, широко распространённая в уже далёком прошлом, возвращается к нам, возрождается в новом – авторском – исполнении. Возрождается, на мой взгляд, блестяще, интересно и по-настоящему поэтически» – так начинает свою рецензию на недавно вышедшую книгу Орловой один из самых известных и любимых современных детских поэтов Михаил Яснов.
Со стихами Анастасии Орловой я познакомился лет 12 назад. И уже тогда она сразу выделилась из общего вовсе не бездарного хора молодых.
Я свою родную ногу
Отправляю в путь-дорогу.
А туннель длиннющий – жуть!
Вправо-влево не свернуть.
Темноты я не боюсь,
Да и ты, нога, не трусь!
Даже это её простенькое стихотворение «Я надеваю колготки» сочетало массу достоинств: неожиданный игровой сюжет и «воспитательный момент» утверждением «темноты я не боюсь».
Звучные, чаще – весёлые, игровые и всегда пронизанные энергией жизни, солнечным светом любви, нежности, – её стихи легко запоминаются малышами. Однако в последние годы Анастасия Орлова проявила себя не только как талантливый поэт, но и как прекрасный прозаик. Её книгу-рассказ «Грузовик и прицеп» я бы назвал балладой в прозе. Казалось бы, простенький рассказ о рабочем дне грузовика с прицепом наполнен многими приключениями и опасностями. А когда прицеп попал в беду, его верный друг грузовик уже в темноте, но всё- таки пришёл за ним и отвёз в гараж. Незатейливую историю Анастасия Орлова превращает в высокую литературу для самых маленьких слушателей, которые только ещё учатся произносить первые слова в своей жизни.