
Об этом «ЛГ» беседует со сравнительно молодым, но опытным главным режиссёром театра обско-угорских народов «Солнце» Виктором Евдокимовым (на фото).
– Виктор, давайте начнём с того, как вы оказались в своём театре.
– Я с малых лет оказался в мире театра. Родители – актёры, оба выпускники ЛГИТМиКА. А я являюсь выпускником Санкт-Петербургской театральной академии. Но, по сути, это одно и то же. Учился в том же вузе, что и родители.
После окончания академии мы с супругой Анной Шаровой мотались по свету: были во многих странах Европы, Азии: Испании, Португалии, Бельгии, Корее, Турции. Работали в одном театре, где играли шоу с марионетками в период с 2008 по 2014 год. Потом вернулись в родные пенаты, в Россию.
– В чём концепция национального театра в 21-м веке?
– До того, как начал работать главным режиссёром в театре «Солнце», у меня был свой театр – «Летучий». Там мы впервые нащупали жанр – на стыке современности и традиции. Мы поняли: для того чтобы заинтересовать молодёжь традиционной культурой, недостаточно просто показать форму, важно дать ключи для глубокой расшифровки менталитета определённого народа. Для «Солнца» это коренные малочисленные народы Югры – ханты и манси.
Национальный театр, во-первых, это художественная расшифровка свода законов и правил для выживания в конкретных географических и климатических условиях, во-вторых, это способ создания соборности, объединения индивидуумов в общность через ритуал и образную систему традиционной культуры.
– В каких спектаклях вам удалось это воплотить?
– Не мне судить, насколько удалось это осуществить. Но по крайней мере старался это сделать в спектаклях по собственным инсценировкам. За основу всегда брал традиции северных народов, их мироощущение, воззрения и менталитет. Среди таких постановок «Матерь Огонь» – спектакль об отношении народов ханты и манси к огню, «Песня, детям Севера звучащая» – это история путешествия души воина из числа КМНС (коренных малочисленных народов Севера) во время Великой Отечественной войны.
Идеальный финал спектакля – когда жизнь зрителя делится на до и после. Это большая ответственность, я это понимаю, готов эту ответственность на себя брать. Но могу сказать: несколько человек точно пережили такой опыт после наших спектаклей.

– Сохранение языков народов Севера – вопрос очень актуальный. Чем помогает коренным этносам театр «Солнце»?
– Постановки, кроме русского, у нас идут и на национальных языках. Причём это как аутентичные тексты, так и современная драматургия, например спектакль «Королева красоты» по одноимённой пьесе Мартина Макдонаха. Он идёт на мансийском языке – тема ирландской провинции перекликается с проблематикой национальных посёлков в Югре.
Это хороший способ популяризации языка. Но мне кажется, этого недостаточно, для того чтобы сохранить, возродить, сделать современным язык, необходимо научить на нём думать. Когда мы работали в Испании, я учил испанский язык, и, говоря на нём, у меня менялся характер, менялось ощущение мира. Так и здесь, в Югре, моя задача – найти ключи, систему образов, которые сначала посеют любопытство, а после приведут человека к тому, что он начинает осваивать иной способ мысли. Ведь язык – это способ мысли, сформированный местом, природой, землёй.
У Юрия Михайловича Лотмана на этот счёт есть отличная фраза: «Чтобы выразить действительность в наибольшей полноте, одного языка мало».
– Приходилось слышать о вашем проекте «этнограни»...
– Все наши артисты – люди коренных национальностей. Для них эта культура – живая, они находятся внутри. Они являются представителями национальной интеллигенции. Но для интеллигентного человека важна рефлексия, важна способность абстрагироваться и взглянуть на происходящее как бы со стороны. Этот проект, по сути, и является таким взглядом со стороны. Первым этапом у нас была работа с профессиональным этнографом, который научил собирать этнографический материал. Вторым – непосредственно этнографическая экспедиция в национальные посёлки, где мы с артистами собирали песни, былички, истории бабушек и дедушек. И третий этап – переработка этого материала и создание из него драматургии, основы для театральных работ.
– Над чем сейчас работаете?
– Ставим спектакль по книге Еремея Даниловича Айпина «У гаснущего очага».
В «ЛГ» я прочёл, что произведения Айпина не менее значимы и проникновенны, чем произведения классика советской литературы Чингиза Айтматова. Полностью согласен. Это очень тонкий, чуткий автор.
Мы готовим спектакль «Путь домой» в двух актах. В первом говорится о том, что такое дом, а во втором – какой он – путь к этому дому. Премьера назначена на 10 декабря, к 95-летию Ханты-Мансийского автономного округа.
«ЛГ»-ДОСЬЕ
Театр обско-угорских народов «Солнце» создан в Ханты-Мансийском автономном округе в 2002 году в целях сохранения и развития фольклора и духовной культуры коренных народов округа, обеспечения условий для развития профессионального театрального искусства. В репертуаре – 24 спектакля.