Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 23 марта 2025 г.
  4. № 11 (6975) (19.03.2025)
Культура

«Солнце» думает на языке Югры

Каким должен быть национальный театр в современном мире?

23 марта 2025

Об этом «ЛГ» беседует со сравнительно молодым, но опытным главным режиссёром театра обско-угорских народов «Солнце» Виктором Евдокимовым (на фото).

– Виктор, давайте начнём с того, как вы оказались в своём театре.

– Я с малых лет оказался в мире театра. Родители – актёры, оба выпускники ЛГИТМиКА. А я являюсь выпускником Санкт-Петербургской театральной академии. Но, по сути, это одно и то же. Учился в том же вузе, что и родители.

После окончания академии мы с супругой Анной Шаровой мотались по свету: были во многих странах Европы, Азии: Испании, Португалии, Бельгии, Корее, Турции. Работали в одном театре, где играли шоу с марионетками в период с 2008 по 2014 год. Потом вернулись в родные пенаты, в Россию.

– В чём концепция национального театра в 21-м веке?

– До того, как начал работать главным режиссёром в театре «Солнце», у меня был свой театр – «Летучий». Там мы впервые нащупали жанр – на стыке современности и традиции. Мы поняли: для того чтобы заинтересовать молодёжь традиционной культурой, недостаточно просто показать форму, важно дать ключи для глубокой расшифровки менталитета определённого народа. Для «Солнца» это коренные малочисленные народы Югры – ханты и манси.

Национальный театр, во-первых, это художественная расшифровка свода законов и правил для выживания в конкретных географических и климатических условиях, во-вторых, это способ создания соборности, объединения индивидуумов в общность через ритуал и образную систему традиционной культуры.

– В каких спектаклях вам удалось это воплотить?

– Не мне судить, насколько удалось это осуществить. Но по крайней мере старался это сделать в спектаклях по собственным инсценировкам. За основу всегда брал традиции северных народов, их мироощущение, воззрения и менталитет. Среди таких постановок «Матерь Огонь» – спектакль об отношении народов ханты и манси к огню, «Песня, детям Севера звучащая» – это история путешествия души воина из числа КМНС (коренных малочисленных народов Севера) во время Великой Отечественной войны.

Идеальный финал спектакля – когда жизнь зрителя делится на до и после. Это большая ответственность, я это понимаю, готов эту ответственность на себя брать. Но могу сказать: несколько человек точно пережили такой опыт после наших спектаклей.

Сцена из спектакля «Матерь Огонь»

– Сохранение языков народов Севера – вопрос очень актуальный. Чем помогает коренным этносам театр «Солнце»?

– Постановки, кроме русского, у нас идут и на национальных языках. Причём это как аутентичные тексты, так и современная драматургия, например спектакль «Королева красоты» по одноимённой пьесе Мартина Макдонаха. Он идёт на мансийском языке – тема ирландской провинции перекликается с проблематикой национальных посёлков в Югре.

Это хороший способ популяризации языка. Но мне кажется, этого недостаточно, для того чтобы сохранить, возродить, сделать современным язык, необходимо научить на нём думать. Когда мы работали в Испании, я учил испанский язык, и, говоря на нём, у меня менялся характер, менялось ощущение мира. Так и здесь, в Югре, моя задача – найти ключи, систему образов, которые сначала посеют любопытство, а после приведут человека к тому, что он начинает осваивать иной способ мысли. Ведь язык – это способ мысли, сформированный местом, природой, землёй.

У Юрия Михайловича Лотмана на этот счёт есть отличная фраза: «Чтобы выразить действительность в наибольшей полноте, одного языка мало».

– Приходилось слышать о вашем проекте «этнограни»...

– Все наши артисты – люди коренных национальностей. Для них эта культура – живая, они находятся внутри. Они являются представителями национальной интеллигенции. Но для интеллигентного человека важна рефлексия, важна способность абстрагироваться и взглянуть на происходящее как бы со стороны. Этот проект, по сути, и является таким взглядом со стороны. Первым этапом у нас была работа с профессиональным этнографом, который научил собирать этнографический материал. Вторым – непосредственно этнографическая экспедиция в национальные посёлки, где мы с артистами собирали песни, былички, истории бабушек и дедушек. И третий этап – переработка этого материала и создание из него драматургии, основы для театральных работ.

– Над чем сейчас работаете?

– Ставим спектакль по книге Еремея Даниловича Айпина «У гаснущего очага».

В «ЛГ» я прочёл, что произведения Айпина не менее значимы и проникновенны, чем произведения классика советской литературы Чингиза Айтматова. Полностью согласен. Это очень тонкий, чуткий автор.

Мы готовим спектакль «Путь домой» в двух актах. В первом говорится о том, что такое дом, а во втором – какой он – путь к этому дому. Премьера назначена на 10 декабря, к 95-летию Ханты-Мансийского автономного округа.

«ЛГ»-ДОСЬЕ

Театр обско-угорских народов «Солнце» создан в Ханты-Мансийском автономном округе в 2002 году в целях сохранения и развития фольклора и духовной культуры коренных народов округа, обеспечения условий для развития профессионального театрального искусства. В репертуаре – 24 спектакля.

Тэги: Интервью
Обсудить в группе Telegram

Княз Гочаг

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Под куполом… к мечте

    31.05.2025
  • Михаил Любимов: «Я уже давно не верю в то, что человек произошёл от обезьяны»

    28.05.2025
  • Цель – победный мир

    22.05.2025
  • Без границ

    22.05.2025
  • Русских хотели обречь на вымирание

    07.05.2025
  • Месть уходящих

  • Глеб Бобров: «Русские России сражаются с обманутыми русскими Украины»

  • Кирилл Крок: «Я знаю Анатолия Шульева как строителя театра, а не разрушителя»

  • Новое в традициях

  • Двадцать лет назад они нами восхищались

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS